80 лет назад – это был самый крупный перевозчик в городе. Правда, тогда на линию выходили трамваи. В парке ИПТ троллейбусы появились лишь в ноябре 62-ого. Спустястолько лет предприятие уже не то, однако, по-прежнему один из основных игроков на рынке общественного транспорта. Ежедневно на свои маршруты из этого депо выходят 95 троллейбусов. Ежемесячно на работу/домой/в гости они везут несколько миллионов пассажиров. 8 диспетчерских пунктов, 14 тяговых подстанций, 70 километров проводов под землей и 360 над. В единственном депо сегодня стоит почти полторы сотни единиц транспорта. Правда, в рабочем состоянии – меньше ста. Троллейбусный парк устарел уже давно. «Ситуация нестабильная. То есть, техническое состояния троллейбусного парка как очень изношенное. Большинство из них 80-90 годов выпуска. При норме службы 10 лет. То есть, они свой ресурс уже полностью выработали», - признался директор МУП «Ивановский пассажирский транспорт» Игорь Шипков. В будущем году городские власти пообещали – муниципальное предприятие получит 20 миллионов рублей на обновление парка. А пока продлить срок жизни троллейбусам помогает капитальный ремонт, который делают прямо «на базе». Этот цех плановых предупредительных ремонтов – настоящая реанимация для машин. Здесь производится восстановление ресурсов троллейбуса после прохождения им пробега от 60 до 90 000 км. Практически последовательно меняем все узлы кузовного оборудования, практически свариваем новый троллейбус» - рассказал главный инженер троллейбусного депо Александр Чесноков.После такой реабилитации троллейбус будет на ходу еще лет 8. Но новые машины все равно необходимы. Стоит электротранспорт дорого – от 6 до 9 миллионов рублей. От безысходности троллейбусы научились делать сами.
Кстати, рабочие – это, наверное, главное, что есть у предприятия. Сегодня на ИПТ трудится больше тысячи человек. Состав далеко не молод. Михаилу Мироновичу Мазурскому – 84 года. Из них почти 20 он трудится здесь. Работа грязная, но на покой слесарь уходить не торопится. Да и замены «из молодых» не найти. «Сейчас молодежь привыкла миллионы получать. А у нас оклады небольшие. Ну, так а что сделаешь? Ходить не будешь, если дома сидеть. Разучишься ходить. Как сел, и все. А здесь все в движении. И руки работают, и ноги работают» - посетовал слесарь МУП «»ИПТ» Михаил Мазурский.
Тем, кто везет пассажиров каждый день, тоже нелегко. Тем более что водительских кадров недостает. Даже ранний выход на пенсию и тройной тариф за работу в выходные не прельщает. Но зато традиций своих троллейбус не изменяет - как и прежде, чаще мужчин за рулем можно увидеть представительниц слабого пола. Будучи за рулем столь неманевренной машины, они научились проявлять волю и характер. «Дождь, допустим. Проедешь полтора круга – надо уже на крышу лезть. Если там чего-нибудь не успеешь – загремишь. Провода и контакты все порвать. Все, что угодно может. И опять простой», - рассказала водитель троллейбуса Евгения Романовская.
Каждый простой вызывает волну возмущения среди пассажиров. Мол, иногда троллейбуса приходится ждать по часу.Хотя это, пожалуй, единственный транспорт, который сегодня еще ходит по графику. Ну, и или пытается. «Если у нас постороннее ДТП, которое не позволяет нам в связи с тем, что мы все-таки привязаны к проводам, объехать – встают. Задержки, появляется разрыв в графике, то есть, час-два троллейбуса может не быть. Это как раз, наверное, бич такой, который не позволяет нам полностью реализовывать свое конкурентное преимущество в размерах. Но будем технически пробовать решить этот вопрос», - пообещал директор МУП «Ивановский пассажирский транспорт Игорь Шипков.
Лучшим решением было быналичие беспроводных троллейбусов – однако, пока это слишком далекая перспектива.Между тем, к своему 80-летию троллейбус еще стоит на ногах и даже пытается развиваться. Новинка – контроль за транспортом с помощью системы «Глонасс». Ей сейчас оснащен каждый троллейбус. На посту его осуществляют диспетчеры. И еще из плюсов: он экологичен, вместителен, удобен для инвалидов и мам с колясками и дешевле. Именно поэтому некоторые пассажиры с бОльшим удовольствием совершают поездку на троллейбусе.
При всех минусах, троллейбусы до сих пор в строю. Они есть в каждом областном центре страны и останутся в Иванове. Как говорит не так давно вступивший в полномочия директор «ИПТ» Игорь Шипков – троллейбус будет востребован. Возможно, что появятся новые маршруты, а приувеличение штата водителей – можно будет смело рассчитывать и на планируемый выпуск 114 единиц техники.