Неизвестный боец
3 декабря 2014 14:57
Татьяна Буслаева видела отца только в три года. Шёл 41-й. Семена Муратова призвали на фронт. Как бывшего лектора обкома партии – его, конечно, назначили политруком. Но домой, жене он писал, что вместо лекций часто рвется вместе с солдатами в бой. И очень переживает за своих дочек-ласточек.
«Переживает, что она одна осталась и воспитывает двух девочек-ласточек. Вот так. Две ласточки. Очень хорошие письма», - рассказывает Татьяна Буслаева.
Война не отмерила ему и полгода. В феврале 1942-го домой пришло известие о том, что он пропал без вести. Тогда «пропадали» целыми батальонами. Но семья Муратовых верила, что отец жив. И в 1944 году пришла загадочная телеграмма без подписи. До востребования. Дальний Восток.
«Волнение – не беспокойся. Молчание – не беспокойся». И она побежала в серый дом. Раньше было там УМВД. Вроде позвонили – больше никто не являлся. И она всё-таки надеялась, а там был где-то лагерь военнопленных. И она всё-таки надеялась, что может быть он там», - продолжает рассказ Татьяна Буслаева.
Эта телеграмма давала последнюю надежду, что их отец и муж ещё жив. Но она оказалась ложной. Дочери искали могилу отца всю жизнь. Нашёлся он только сейчас. Поисковики сообщили женщине – отец всё-таки погиб в 42-м, и похоронен в деревне Сычево, Калужской области. До этого дня дожила только младшая дочь – Татьяна.
Возвращать солдат из безызвестности Юрий Смирнов решил после поисков своего деда. Четыре года разыскивал его по архивам. Как путаются следы солдат той войны - знает не понаслышке. Одна неверная буква или наспех записанная дата рождения – и боец бесследно потерян.
«В трети случаев эти данные просто искажены в документах. И из-за одной буквы не представляется возможным найти человека», - говорит Юрий Смирнов, поисковик.
Энтузиаст восстановил данные о сотнях солдат Великой Отечественной. Благодаря архивам Министерства обороны, которые выложены в интернет. Но многие имена навсегда останутся забытыми. Так как эта война неверно исчисляла потери.
«Многие без вести пропавшие были на самом деле убиты и записаны как без вести пропавшие. То есть некогда было посмотреть документы на убитого бойца. Вытащить их из его кармана», - поясняет Юрий Смирнов.
Забытые историей и людьми солдаты Власовской армии лежали в болотах под Новгородом Великим вплоть до 1989-го. Только тогда открыли первую официальную Вахту Памяти. Сюда хлынули тысячи поисковиков. Вместе с ними вот уже больше 20-ти лет Виктор Егоров откапывает останки наших бойцов, которых похоронила сама земля. Первую находку помнит до сих пор.
«Когда ребята начали откачивать воронку я отошёл со щупом и рядом с воронкой начал прощупывать. И наткнулся на череп. Сразу же, в первые минуты. Меня это удивило, потому что череп выглядел как пень. Только мох вот так рукой снимаешь…и он целый. И это первый же боец был с медальоном», - рассказывает Виктор Егоров, руководитель поискового отряда «Поиск».
Сейчас они нашли и захоронили больше трех рот – это 309 бойцов. И только 10 из них носили смертные медальоны, где хранились данные о солдатах. Имя, номер части – только с их помощью можно установить личность героя. Но восстановить имена красноармейцев – не единственная задача поисковых отрядов.
«Если даже мы не найдем медальон, мы можем с почестями захоронить бойца. И дать душе успокоение. Солдаты, которые там пали, души их всячески приветствуют нас, поисковиков, которые ищут их и стараются с почестями и по православной традиции их захоронить», - уверен Виктор Егоров, руководитель поискового отряда «Поиск».
Кто такой неизвестный солдат – точного определения нет до сих пор. Тот, кто захоронен без имени, или тот, чей боевой путь скрыт пылью истории. А может быть тот, о ком сегодняшним родственникам – внукам и правнукам – неизвестно ничего?
Полная версия