В центре зала - главный экспонат выставки - церковное одеяние IXX века, по православным традициям богато отделанное золотым шитьем и кружевом. На головном уборе, митре - самое ценное украшение – финифть. Здесь, по канону, писали миниатюрный образ Иисуса Христа.
«Когда финифть появилась в Ростове, это 18 век, она использовалась исключительно для украшения богослужебных предметов. Потому что это было очень дорогое удовольствие и высоко ценилось в русской культуре», - рассказывает Ирина Зубец, куратор выставки «Ростовская финифть».
Кто создал эти работы – загадка. Как и иконописцы, мастера финифти не подписывали свои изделия. Эмалевые миниатюры украшали церковную утварь – от кубков до святого Евангелия. Но часть из них уже в IXX веке разъезжалась из Ростова по всей России.
«Ростов был центром паломничества. И каждый паломник, приезжающий в Ростов, желал с собой увезти то, что сейчас туристы называют сувенир. У паломников это называется евлогия. И самая лучшая евлогия – это, конечно, образок, изготовленный мастером-финифтянником», - продолжает рассказ Ирина Зубец.
Новое время принесло в финифть другие сюжеты. Вот, Владимир Ильич Ленин, работа 30-х годов. Никита Сергеевич и Леонид Ильич стоят по соседству. По госзаказу писали вождей и революционные сюжеты. Пока кто-то не попробовал рисовать просто цветы. И эти цветы стали самым популярным украшением советских женщин. Сегодня каждый художник выбирает мотив по вкусу.
«У каждого есть своя ниша. Один пишет цветочки и больше ничего не умеет. А другой - тоже цветочки, но с таким изяществом», - говорит Валерий Сухов, художник-финифтянщик.
Валерий Сухов - художник-финифтянщик с 30-летним опытом. Проводит мастер-класс для посетителей выставки. Финифть пишут на медных пластинках, покрытых эмалью. Краски для росписи – особые, огнеупорные.
«Это краски огнеупорные, которые нужно обжигать в печи для того, чтобы она не стиралась. Она вплавляется в эмаль и уже её стереть можно только «наждачкой», - поясняет Валерий Сухов, художник-финифтянщик.
Мы тоже взяли пластинку и решили приобщиться к мастерству финифти. Сюжет можно выбрать любой. Плёсские школьники тут же взялись рисовать природу. Ну а мы воплощали свой художественный замысел. Пользуясь случаем, мы решили нарисовать логотип нашей программы - Вести-Иваново - в технике «финифть». Посмотрим, что получится. Вместо воды кисть смачивают в масле, чтобы рисунок не растекался. Но для того чтобы линии выходили ровными – нужно уверенно владеть кистью. После первого слоя красок пластины обжигаю в печи. Температура здесь 700 градусов. Под воздействием высокой температуры краска буквально вплавляется в эмаль. Спустя несколько минут наши поделки достали из раскаленной печи. Логотип «Вести-Иваново» - «с пылу, с жару». Ну, для первого раза – неплохо. Теперь можно наносить второй слой – краски не смешаются. Но мы решили остановиться на одном. Такой рисунок проживет десятилетия, а может, даже и сотни лет.