Задорные народные частушки, синхронные движения в танце и постоянная готовность сойтись с противником в рукопашной. Все это главные элементы бузы – древней разновидности русского боевого искусства. Она включает в себя боевой пляс, способы боя с оружием и голыми руками. С помощью этой борьбы русские воины не раз выходили победителями из сражений с половцами, татаро-монголами, затем крестоносцами, поляками, шведами. Теперь, неравнодушные к русской культуре люди, возрождают бузу и в Ивановской области
«Есть такое мнение, что бой этот зашифрован под эту пляску, то есть мы используем те движения руками в бою, которые мы используем в пляске, но чуть-чуть по-другому. Сама пляска включает в себя движения по кругу, разворачивания, различные дроби ногами, взмахи руками», - рассказывает Павел Лавров, руководитель кулачного клуба «Ярославская Русь».
Несмотря на видимую хаотичность движений в боевом танце, каждый жест, каждый мах имеет свое значение. Наши предки вкладывали в них потаенный смысл. Даже внешний вид мог говорить о том, что русский парень готов незамедлительно вступить в бой с любым соперником.
«Некоторые жесты означают, что это моя территория, на нее не заходи. Есть жесты, связанные с одеждой: если пиджак сверху накинут на плечи, это означало, что парень идет, и он готов к драке. То есть, он быстро скидывал пиджак, и уже вступал в бой», - поясняет Евгений Бавтрель, гармонист Ивановского центра традиционной культуры.
Разучивание традиционных песен и плясок - это одно из главных подспорий в изучении бузы. Во время пения устанавливается дыхание. Петь необходимо в унисон, чтобы появилась слаженность. Во время пляса в паре отрабатываются сложные координационные движения, для которых необходимо чувство ритма, выносливость, ловкость, что очень важно в бою.