Наша съемочная группа с трудом добралась до Рокотова. Машину нашей съемочной группе пришлось оставить буквально на середине дороги. Хотя дорогой это назвать нельзя. Хотя этот путь, по всей видимости, вообще объездной. А настоящая дорога находится в нескольких метрах от нас. Но там проехать по ней вообще невозможно.
Развернулись с трудом. На помощь нам уже спешили местные жители. Мы пожалели, что не взяли резиновые ботфорты. На протяжении семисот метров: от трассы до начала деревни – везде ямы, грязь и непролазные колеи. И если бы так было впервые. Но жители Рокотова говорят, что в таком состоянии дорога находится как минимум десять лет. Как только наступает распутица, из деревни не выбраться.
«Считай три месяца, как стает снег, вот у нас она такая каша. Мы молимся только. Если погоды хорошей не будет, если постоянно дождь будет. Тогда чего нам? Сидеть дома? Не кушать, не пить, ребенку в школу не ходить? В больницу не ходить?», - сетует житель деревни Рокотово Мераб Шамугия.
По официальным данным в Рокотове постоянно проживает 16 человек. Плюс в среднем 25 человек – живут в центре социальной адаптации для нарко и алкоголезависимых. Тоже в деревне. Магазина, аптечного пункта, школы, а также газа в Рокотове нет. Все, в том числе и газовые баллоны, привозят из соседних населенных пунктов. Кстати, у каждой семьи здесь есть машина. Да и не одна. Но только месяцами автомобили простаивают и вязнут в земле. На них ведь все равно не выехать.
«У нас есть машина, но мы не можем проехать даже одного дома. Очень сильно дорогу размыло. Какие-то крупы, хлеб – мы выезжаем. Берем человека два-три. Едут. Привозят. А уже со скотиной, конечно, сложнее. Потому что у нас много голов скота. И уже просим, конечно, чтобы комбикорм подвозили к дороге. И также вручную через все эти непролазные дебри везем», - делится волонтер центра социальной адаптации для нарко- и алкозависимых «Свобода» Анна Морозова. .
Брат с сестрой – Мераб И Циала – держат свое маленькое фермерское хозяйство. 11 коров, которые дают в среднем 120-140 литров молока. Своими же руками дома Шамугия делают сыр, и другую молочную продукцию. Покупателей у них много. Но опять же, как с погодой повезет. В распутицу никто за молоком не едет. И содержать хозяйство становится все сложнее.
«У меня уже неделю, корма нет, комбикорма. Позвонили, и никто не хочет сюда заезжать. Там мы машину сломаем, мы вашу дорогу знаем. Сами свои две машины уже сломали. А на плечах мешок никак не принесем. Слава Богу сено есть. Зимние огурцы были, яблоки, и вот этим кормлю вместо корма. И вот вторую неделю. У меня беременные коровы. Прям ночью снятся, что голодные. Не могу их кормить», - жалуется Циала Шамугия. .
А еще зимой они подумывали расширять хозяйство. Чтобы производить больше молока, и продавать его по сниженной цене в близлежащие детсады и школы. Но все желание, говорят, отбило. На днях Циала была в райадминистрации по поводу проблемной дороги. И вот какой получила ответ.
«И мне говорят, а ты не знала, где жила? Почему корову купила? Вот и весь ответ», - говорит Циала.
Ну, это не дорога, а скорее ее отсутствие. Участок в 200, может быть в 300 метров, проходящий через всю деревню, находится в удручающем состоянии. Единственное, чего боятся местные жители – это сезона дождей. Потому что в этот период ни проехать, ни пройти по этой дороге просто невозможно. –
Сложность в том, что дорога в самой деревне финансируется из бюджета Сунженского сельского поселения, куда входит Рокотово. А вот подъезд к деревне – финансовая история районной Вичугской администрации. Глава поселения признает, что проблема в маленьком Рокотове есть, хотя и с оговоркой, что сам осенью проехал там без проблем. Но что поделать, собственные средства на содержание и ремонт дорог крайне скудные. Считай, чуть больше 2 миллионов рублей. Планировали все 4 миллиона, да кризис подкосил. Поэтому в 2015-м отсыпят два с половиной километра дорог в 16 населенных пунктах. Но… Не в Рокотове.
«В первую очередь внимание властей к тем деревням, где население проживает бОльшей численностью. Ремонт дорог, и все остальное. Но я скажу, что эти деревни мы тоже не забываем. В зимний период идет расчистка дорог. Имеются уличное освещение, водопровод, и так далее. То есть даже с маленьким населением ничем не отличаются от больших деревень. Ну да, есть проблемы», - признал глава администрации Сунженского сельского поселения Вичугского района Михаил Хлюпин.
И все же летом этого года, обещают, проведут грейдирование. А в 2016-м и вовсе дорогу отремонтируют. Подъезд к деревне, где мы застряли в начале пути, тоже обещают сделать в 2016-м. Если планы не рухнут по каким-то причинам. Простая арифметика доказывает, муниципалитеты еле сводят концы с концами, чтобы удовлетворить потребности в благоустройстве всех своих населенных пунктов. На этот год муниципальный дорожный фонд в Вичугском районе ориентировочно составляет 3 миллиона рублей. На эти средства содержатся дороги в зимнее время, проводится их межевание, совместно с областью софинансируются программы по их строительству в деревнях.
«По нашим подсчетам на все эти мероприятия мы должны 2,5 миллиона направить. То есть из 3 миллионов 2,5 уже расписаны. Остается на ремонты полмиллиона рублей. В нашем районе дорог 95 километров. Ну грубо – 100. Даже если считать, что половина из них в нормальном состоянии, то остается 50 километров дорог, которые требуют ремонта. 500 тысяч делим на 50 – это получается 1 километр дороги на ремонт 10 тысяч рублей. Это один КАМАЗ щебня. Размазывать эти средства на все дороги смысла нет никакого, поэтому приходится выбирать», - рассказал глава администрации Вичугского района Владимир Мурашкин.
Руководство области признает: проблемы с недостатком финансирования в муниципалитетах есть. И не последнюю роль сыграл кризис. А поэтому в этом году будут активно выделяться субсидии на все виды дорожных работ. До 1 мая в регионе проходит заявочная кампания. Сельские поселения, города, и районы могут поучаствовать в конкурсе и получить региональное финансирование.
«В этом году мы планируем выделить на все виды работ около 350 миллионов рублей. Кроме того, мы понимаем, что средств регионального дорожного фонда на эти цели не хватает. Вместе с департаментом сельского хозяйства мы проработали возможность участия в программе устойчивого развития села. И подали заявку. На этот год мы планируем привлечь для строительства и реконструкции дорог в сельских поселениях к соцобъектам, объектам агропромышленного комплекса 98 миллионов рублей», - рассказал начальник департамента дорожного хозяйства и транспорта Иванвоской области Александр Лодышкин. Терпеть в Рокотове просто устали. Ремонт дороги, конечно, может и подождать. Но ждать лета, чтобы суметь выйти в магазин и купить еды, местные жители не могут. И горько иронизируют. «Я вам даю неделю. В течение недели ничего не предпримите, перекопаем дорогу, и все!», - говорят.
Они считают, что теперь только таким радикальным способом можно привлечь внимание к проблеме маленькой деревеньки. И о методах воздействия задумываются уже всерьез.