Несмотря на то, что по территории Ивановской области живописно протекает река Волга, о туристических круизах говорить рано. В день России планировали пустить судно до Костромы, но не случилось. Дело усложняет недавно введенный запрет на эксплуатацию некоторых причалов в Кинешме, Юрьевце и Пучеже. Особо горькая ситуация сложилась в Кинешме.
Этот грузовой причал в Кинешме можно назвать дедушкой среди берегоукреплений Ивановской области. Строили годах так в 60-х прошлого века, чтобы перемещать туда цемент с большегрузных барж. Потом от идеи отказались, но причальную стенку продолжили строить, в буквальном смысле слова на века.
«Стенку эту сделали с учетом, чтобы крупнотоннажный флот подходил к нему, с учетом того, чтобы здесь складировались большие груза. Примерно 50 тысяч тонн может и должно здесь лежать. Это говорит о том, что действительно стенка сделана с укреплением. И она практически не эксплуатировалась. Значит она в хорошем состоянии. Я лично считаю, что она в хорошем состоянии вообще. Я не вижу никакой цели, чтобы на нее какие-то запреты были», - высказался бывший заместитель генерального директора по эксплуатации грузового порта города Кинешма Валерий Попов.
Запрещающие аншлаги появились с неделю назад на некоторых причальных стенках в Кинешме, Юрьевце и Пучеже. О том, что подход и стоянка судов временно невозможны, сообщила «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей». Федеральное учреждение фактический владелец данных берегоукреплений с 2012 года. Они же должны следить за состоянием сооружений. Но, говоря по-простому, денег на содержание нет. Как нет и необходимой документации на эксплуатацию причалов. А на нет, и судов нет.
«В 2014 году Росимущество проводило конкурс на право заключения договора на передачу причальной стенки в городе Кинешма в аренду. Но ни один бизнесмен не заявился. В связи с тем, что, наверное, причальная стенка эксплуатируется максимум 5 месяцев в году, арендная плата ежемесячная составляет 40 тысяч рублей и срок аренды 5 лет. Не выгодные условия», - предположил начальник управления организации перевозок и транспортного обслуживания департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области Сергей Федяев.
Раньше за содержание причальных стенок, по крайней мере, на грузовом участке, отвечал Кинешемский речной порт. После его банкротства про берегоукрепления, кажется, забыли. Будет ли исправлять печальную причальную историю новый собственник комплексного имущества порта, который, кстати, объявился в минувший понедельник – узнаем не раньше, чем через месяц. И хотя владельцы малых речных составов, заинтересованные в нормальном функционировании причалов уверяют, что те в порядке. Транспортная прокуратура все же выявила нарушения. Теперь Администрация Волжского бассейна должно оформить паспорта безопасности на стенки. А это очень долгая и дорогостоящая история.
«На сегодняшний день, как сообщила нам администрация Волжского бассейна, данные меры приняты, проводится запрос котировок на заключение договора соответствующей аккредитованной организации. Но учитывая сроки, полагаю, что именно федеральные причальные сооружения, в данную навигацию открыты для обслуживания не будут», - высказалась заместитель Ивановского транспортного прокурора Светлана Крайнова.
Период навигации короток. Два-три летних месяца. Время, когда активен спрос на поездки по матушке-Волге. Хлебные дни для владельцев судов. Игорь Голубев раньше имел свое маленькое судно. Возил туристов. Но, от водных поездок пришлось отказаться.
«А пришлось отказаться по одной простой причине – потому что невозможно было работать. Подплываешь, покатаешь туристов, всем все нравится, все всем довольны. Но приходит время: день-два-три, и к тебе подсаживается какая-то левая утка, потом на тебя пишет кто-то заявление в какую-то полицию, тебя вызывают в прокуратуру, говорят, что ты занимаешься бизнесом и так далее», - жалуется бизнесмен Игорь Голубев.
По данным транспортной прокуратуры на территории Ивановской области официально зарегистрировано пять перевозчиков-судовладельцев. То есть они могут возить пассажиров законно. Если же судно маломерное, то кататься на нем можно лишь самому владельцу и его друзьям. Без коммерческой выгоды. Процесс переоформления судна, оформления ИП очень трудоемкий и требует больших денег. Для малых предпринимателей вопрос неподъемный.
«Раньше к Кинешме подплывали по 2-3 круизных теплохода каждый день. То есть это было очень красиво: люди собирались на берегу и смотрели. Приятное такое, красивое зрелище. У нас Кинешму посещало в день по 300-400 туристов. Их встречали, гиды проводили экскурсии. То есть город был заполнен туристами», - вспоминает бизнесмен Игорь Голубев.
А для развития туризма отсутствие возможности причаливать к Кинешме – губительно. Запутанная история. Причальные стенки у Речного вокзала, который превратили в торговый центр, принадлежат другому федеральному учреждению. Запрета пришвартовываться к ним - нет. Но и разрешения на пользование акваторией у организации не имеется. Что означает невозможность причаливания в любом случае. Малые суда сейчас по договоренности останавливаются неподалеку у частного причала. И они тоже могли бы перевозить туристов, но там закон не позволяет. Вся надежда на проект «Кинешма купеческая», название которого сейчас звучит, по крайней мере, странно. Какая же купеческая, если водного сообщения нет?
«Та причальная стенка, которая находится на Речном вокзале, находится в федеральной собственности. И при чем мы давно уже ведем переговоры о передаче ее из федеральной собственности в региональную. И из региональной уже в местную. Но это тоже дело достаточно затратное. И на самом деле, нам построить свои стенки. Это будет проще, чем отремонтировать существующие», - убежден и.о. главы администрации города Кинешма Алексей Крупин.