Палехскую настенную живопись 30-х годов под толстым слоем шпаклевки обнаружили в Саратове. О ее культурном значении местные реставраторы узнали случайно, поэтому буквально пару дней промедления, и мы могли потерять культурное наследие. Сохранили его благодаря правнучкам одного из отцов-основателей палехского лакового искусства. Как женщины пытаются «возродить» то, что «зашпаклевало» время расскажет Марина Калинина. Сенсационная находка - так саратовские СМИ назвали открытие палехской росписи в местном ТЮЗе. Она жила своей невидимой жизнью более 50 лет под толстым слоем штукатурки. В 37-м здесь работали всемирно известные основатели палехской лаковой миниатюры. В том числе Александр Котухин. Именно его речь сохранилась на уникальных архивных кадрах.
«Наша работа в театре для детей мы посвящаем нашему прекрасному молодому поколению», - говорит Александр Котухин.
От настенной росписи палехских мастеров в саратовском театре юного зрителя сейчас сохранилась мизерная часть - менее 5% драгоценной живописи.
«Страшно мало осталось. Зная, что расписан весь зал, но очень отрадно видеть вот эти кусочки, что они сохранились», - говорит Светлана Короленко, исполнительный директор Фонда «Артель Палех».
«Все буквально плачут по тому поводу, что не удалось сохранить такое большое количество этого панно, потому что это действительно вызывает восхищение. Наша задача, прежде всего, максимально приложить сил для того, что бы это сохранить для потомков», - говорит Светлана Краснощекова, Министр культуры Саратовской области.
«Распознать» искусство и не уничтожить саратовцам помогли правнучки того самого Александра Котухина. Их проект «Монументальный Палех: фрески советских дворцов» получил грант фонда Потанина. И как только Людмила и Светлана узнали, что уникальная роспись под угрозой исчезновения, сразу взялись за дело.
«Раздался звонок из Саратова, с сообщением, что какие-то фрагменты остались, но все угрожает быть закрытым каким-то гипсокартоном, и буквально со следующего дня мы стали работать по приостановке этих строительных работ», - рассказывает Людмила Кривцова, руководитель проекта «Монументальный Палех: фрески советских дворцов».
Средства гранта планируют потратить на создание фото-документации палехских росписей, чтобы потом разместить их в буклете. И это первый этап к «возрождению» и последующей реставрации.
«Если раньше палехская стенная роспись была чем-то само собой разумеющееся, все об этом знали, то теперь, к сожалению, это часть Палехской истории. Она оказалась закрытой, поэтому ее необходимо открыть», - поясняет Людмила Кривцова.
В бывшем СССР только 10 городов обладали подобными произведениями искусства. Палехские мастера украшали своими росписями стены зданий в Сочи, Нижнем Новгороде, Москве, Екатеринбурге. Сюжет почти везде одинаковый – как правило, все они иллюстрируют сказки. В Санкт-Петербургском Аничковом дворце палехская роспись сохранилась в отличном состоянии. А вот в других городах ситуация гораздо хуже. Одна из причин - «палехская настенная живопись» не внесена в реестр охраняемого культурного наследия. Теперь плачевную ситуацию намерены изменить потомки отцов основателей знаменитой на весь мир лаковой миниатюры.