Кто следит за правилами движения в небе? После катастрофы над Истринским водохранилищем, где столкнулись гидроплан и вертолет двух частных пилотов-любителей, все чаще встает вопрос – а есть ли у нас контроль над воздушным пространством? Кто обучает летчиков и как проверить есть ли у владельца воздушного судна «водительские права»? В небе – летчик-курсант ивановского аэроклуба. Выполняет фигуры высшего пилотажа. Каждое движение крыла – под пристальным вниманием инструктора. Сейчас в аэроклубе больше 20-ти курсантов. Парк техники – небольшой, но для обучения хватает. Большинство выходит в небо на самолете ЯК-52. Эта машина идеальна как для освоения азов авиации, так и для высшего пилотажа. В советское время на нем обучались тысячи мальчишек по всему Союзу. Тогда, при клубах ДОСААФ – это было бесплатно. Теперь полеты – удовольствие недешевое. Стоимость одного летного часа на том же Яке – 12 тысяч рублей. Так что на смену мечтательным юношам-курсантам пришли ученики взрослые и состоятельные. Для Олега Рамзина небо – мечта детства. Четыре года назад он впервые сел за штурвал. Но назвать себя летчиком до сих пор не решается.
«У меня около двухсот часов налета и я не считаю себя летчиком ещё. Полеты такая вещь многоплановая. И опыт нужно набирать, чем больше – тем лучше», - говорит Олег Рамзин, летчик-курсант ивановского аэроклуба.
В авиации – как и в вождении авто. Для обучения есть специализированные школы. Как частные, так и государственные – ДОСААФ. Начинают с теории. Дальше – полеты с инструктором. Не менее 12-14 часов. И только после этого – самостоятельный вылет. Этот первый этап, как правило, укладывается в один теплый сезон - 3-4 месяца. Затем начинается освоение фигур пилотажа - это для спортсменов. Для пилотов-любителей – полеты по маршруту и навигационные навыки. И только после этого можно отправляться за летными «правами».
«По программе частного пилота человек должен налетать не менее 42 часов. Дальше он сдает экзамен в «Росавиации» и получает свидетельство частного пилота. Процедура как в автошколах. Автошколы не имеют права выдавать права. Выдают их только в Госавтоинспекции. Так и здесь», - говорит Владимир Николаев, начальник ивановского аэроклуба, летчик-инструктор.
То есть, как за руль авто, теоретически, может сесть человек без прав, так и за штурвалом может оказаться любой владелец самолета. Но если машине специализированная стоянка не требуется, то самолету для взлета и базирования – необходим аэродром. И это первая контролирующая инстанция - ни один аэроклуб не разрешит взлет летчику без документов. Но это касается только официально зарегистрированных аэродромов.
«Если данный аэродром используется менее ста дней в году, то человека можно не обязывать регистрировать данный кусок земли как посадочную площадку. Более того, сейчас очень распространены у нас вертолеты. А под вертолет класса «Робинсон» нужна совсем небольшая площадка», - говорит Владимир Николаев.
В нашем регионе частный аэродром – один. Он находится в Юрьевце и имеет все официальные разрешения. Но большинство любителей свои самолеты базируют на площадке ДОСААФ. Но даже в зоне гольф, то есть на неофициальной площадке взлета, пилот всегда предупреждает диспетчера.
«Даже если он взлетает с площадки в зоне гольф, все равно проинформирует диспетчера, чтоб тот знал, что в этом районе будет выполнять полеты такое-то воздушное судно. На такой-то высоте. С таким-то курсом», - говорит Евгений Яковлев, летчик-инструктор ивановского аэроклуба.
Государство воздушное пространство защищает. Но, как и в любом законе, здесь можно найти пробелы. Правда, невозможно обойти главное негласное летное правило – авиация ошибок не прощает.