В областном центре стартует культурно-просветительный проект. Он так и называется - «Архип Куинджи». Посетителей ждут с 12 июля по 25 августа в Музейно-выставочном центре (Советская, 29).
Ивановцы увидят 53 репродукции, выполненные в технике жикле, которая позволяет полностью воссоздать бессмертный шедевр на натуральном холсте, воспроизвести мельчайшие нюансы цвета и светотени, передать характер и фактуру мазка.
В отличие от художественных копий, выполняемых профессиональными художниками-копиистами, цифровая художественная репродукция − не имитация, а точное, факсимильное воспроизведение подлинника.
Авторы проекта отмечают, что работы Архипа Куинджи хранятся в фондах нескольких музеев мира и в частных коллекциях и №собрать подлинники всех самых знаменитых полотен художника в одну выставку не представляется возможным».
Самых знаменитых – не получится, но все-таки один оригинал – с крымским пейзажем, который принадлежит кисти Куинджи – есть и в ивановской коллекции.
Зимой ее представляли на скандально известной выставке «Архип Куинджи» в Третьяковке. В конце января, напомним, на глазах у посетителей украли полотно «Ай-Петри. Крым», которое на выставку представил Русский музей в Санкт-Петербурге. Полотно вскоре нашли. Была в Третьяковке в тот момент и картина "Сумерки на море. Крым", которая принадлежит Ивановскому областному художественному музею.
Искусствоведы отмечают, что крымские пейзажи живописца, изображающие солнечные дни и лунные ночи, наполнены поэтической красотой и сиянием. Но не менее интересны картины, на которых он пишет иные состояния природы:
«Не могло не привлечь художника магическое время между дневным светом и ночной тьмой, время, когда пересекаются между собой противоположные миры. В период с 1890 по 1908 год Куинджи, будучи в Крыму, пишет этюд «Сумерки на море. Крым». Живописец пытается запечатлеть таинственный момент перехода, используя для этого холодные синие тона и оттенки».
Темное море светлеет, отступая к горизонту. По небу плывут причудливые облака. Вдали, между морем и небом, различимы очертания гор. Над горной вершиной облака расступаются, позволяя лучам небесного светила разливаться в вышине. Сгущающаяся мгла гасит краски уходящего дня, детали картины почти не различимы, а сумерки уже готовы смениться глубокой южной ночью. И все это написано маслом на бумаге с картоном размером 36 × 56 см.
Про Архипа Куинджи говорили, что его картины затмевают на выставках произведения других живописцев, не оставляя им шанса на внимание аудитории. Работы, написанные с натуры, значительно переработаны автором исходя из его внутренних переживаний и ощущений реальности.
Стоит отметить, что Архип Иванович – новатор в сфере изображения пейзажа. В его картинах заметна постоянная игра со светом, цветовыми оттенками и красящими пигментами. И это лишний раз доказывает, что он находился в постоянном поиске, стараясь подчеркнуть красоту окружающей действительности.