Факты дистанционных мошенничеств ивановские полицейские регистрируют практически ежедневно. На уловки аферистов попадаются даже те, кто осведомлен о таких случаях. Для борьбы с ними сотрудники УМВД России по Ивановской области и эксперты регионального отделения Банка России объединили усилия.
Полицейские посещают ивановцев, предупреждают о новых случаях мошенничества и рассказывают, как защититься от них. Оба ведомства организуют совместные лекции. Они адресованы разным целевым аудиториям. Профилактическая работа ведется как с молодежью, так и среди старшего пололения.
По данным Банка России, в прошлом году со счетов граждан украли 5 миллиардов 700 миллионов рублей. При этом «средний чек» одной кражи составлял 10-15 тысяч. Большинство хищений мошенники совершают, используя методы социальной инженерии: психологические манипуляции, игра на чувствах.
Самым распространенным методом является получение мошенником доступа к личному кабинету в системах дистанционного банковского обслуживания. На этот тип мошенничества приходится 47% случаев, в 34% — пользователь сам переводит деньги. Еще 13% — это кражи, совершаемые при покупке товаров в интернете, 6% — фишинговые СМС-рассылки, сайты лжебанков и топу подобные.
«Для того чтобы убедить человека выдать информацию или принудить жертву совершить платеж самостоятельно – например, через банкомат, преступнику необходим личный контакт с жертвой – звонок по телефону. И здесь решающим является уровень критичности мышления в стрессовой ситуации, - разъясняет управляющий ивановским отделением Банка России Дмитрий Николаев. – Преступники используют психологические приемы: обращаются по имени и отчеству, говорят быстро и уверенно, используют профессиональные термины, нередко фоном включают звуки, имитирующие работу колл-центра, звонят поздно вечером или рано утром в выходные дни, чтобы застать жертву врасплох, торопят и запугивают, давят на эмоции и уверяют, что случится что-то непоправимое».