В Вичуге завершились реставрационные работы одного из майоликовых панно Воскресенского собора. Этот храм – единственный в России, стены которого с внешней стороны украшены цветными изразцами. Лики святых, казалось бы, уже давно утраченные, вновь засияли всеми красками над южными вратами храма. Реставрация майолики, а ей уже больше 100 лет, - очень трудоемкий и длительный процесс. Воскресенский собор в Вичуге был построен в начале 20 века. Всего за три года. На средства местного фабриканта Ивана Кокорева. Со строительством Воскресенского храма связана печальная история. У фабриканта Иванова Кокорева была 19-летняя дочь Лидия, которая в один из вечеров поправляла лампадку у иконы, и от пламени свечи на ней загорелась одежда, спасти девушку не смогли. В память о погибшей дочери фабрикант и решил построить эту церковь. Денег на строительство храма Иван Кокорев не жалел. Церковь поражала своими размерами и убранством. Колокольня была одной из самых высоких в округе. Высота иконостаса достигала 14 метров. Проект храма был разработан известным московским архитектором.
«Храм был построен по проекту известного московского архитектора Ивана Кузнецова, и он объединил в себе два знаковых храма России - это Успенский Собор Московского Кремля и Колокольня Ивана Великого, но только несколько больше», - говорит диакон Сергей Беззубов.
Но не только архитектура была необычна, внешние стены храма оформили большими майоликовыми панно – цветными изображениями на керамических плитках, которые были собраны в мозаичные картины с ликами святых. Майолика была выполнена на знаменитом Абрамцевском гончарном заводе. Здесь же больше века назад изготовили керамические изразцы, которые сейчас украшают гостиницу Метрополь, Третьяковскую галерею, Ярославский вокзал в Москве. Но такие майоликовые панно как в Вичуге, крупные по размерам, оформляющие храм с внешней стороны, не встречаются больше ни в одной церкви России. С годами майолика утратила былой блеск и цвет, из 14 тысяч керамических плиток часть была утрачена.
«Когда меня назначил владыка настоятелем храма, майоликовое панно было в очень плачевном состоянии, часть упала, раздробилась, не было вообще ничего, была голая стена, кирпичи. И вот мы решили, что надо как-то восстанавливать», - говорит протоиерей Петр Косянчук, настоятель Воскресенского кафедрального собора.
Средства на реставрацию помогли собрать благотворители, а вот мастеров, которые могли бы восстановить вековую Абрамцевскую майолику, настоятель храма искал по всей России. И нашел в художественной мастерской Ярославля. Начать решено было с майоликового панно «София – премудрость Божья», оно расположено на южной стороне Воскресенского собора. Работа оказалась очень трудоемкой, потому что часть майоликовых плиток обрушилась, часть потемнела. Сначала специальным раствором укрепили то, что осталось. Потом в Ярославле по старинной технологии изготовили утраченные изразцы.
«Для воссоздания полной композиции «София - премудрость божия» нам понадобилось изготовить уже новых изразцов, но приближенных не только по своему составу, та же глина, те же материалы, краски для обжига, это та же методика обжига. Так вот таких плиток было изготовлено порядка 600, и эта работа заняла очень много времени», - говорит Татьяна Васильева, заместитель директор по научной работе художественной мастерской «Реставратор», г. Ярославль.
В общей сложности, над восстановлением прежнего вида майоликового панно ярославские мастера работали около 3 лет. И лики святых, казалось бы, уже давно утраченные, вновь засияли всеми красками на южной стороне Воскресенского собора, как и сто лет назад.