"Реквием. Чтобы помнили"

27 января 2016 14:30

О том, как жили ленинградцы в блокадном городе, написано много книг, снято немало фильмов. В каждом из них – свои истории людей, переживших блокаду. А сейчас еще одна. Ее хранит уроженка Ленинграда, многие годы работающая в Ивановском музыкальном театре, главный балетмейстер Валентина Лисовская. Она до сих пор хранит дневник, который вела ее мать в блокадном Ленинграде.

Детей блокадного Ленинграда принимают жители Иванова  –  это одна из самых пронзительных сцен балета «Реквием. Чтобы помнили». На генеральной репетиции режиссер  Валентина Лисовская оттачивает каждый эпизод.  Сегодня на спектакль придут  те, кто пережил блокаду и кто был эвакуирован из города на Неве в Ивановскую область.

«Сюда в Иваново привозили блокадных детей и многие из них не выживали.  Они были настолько голодные, что когда они начинали есть, когда им что-то давали, кашу или еще  что-то, у них происходило несварение желудка», - рассказывает главный балетмейстер Музыкального театра Валентина Лисовская.

Этот спектакль Валентина Лисовская посвятила своей маме Наталье Александровне Рубахиной. Идея пришла сразу же, как только Валентина после смерти мамы нашла в домашнем архиве ее  дневник. Она вела его в блокадном Ленинграде, будучи 12-летней девочкой. При жизни мама никому не показывала  эти записи. 

 «Немцы стали шпарить из дальних орудий. Сидим в окопе. Жутко. Летят снаряды и воют. Бабушка стоит за мукой. Передышка около получаса. Началась опять бомбежка», - читает Валентина Лисовская.

«Семья мамы тогда состояла из четырех человек.  Первым умер ее дедушка. Потом бабушка», - рассказывает Валентина.

 «Умерла от истощения. Для нее смерть бабушки… она всегда вспоминала со слезами,  как та умирала, потому что она умирала у нее на руках», - делится воспоминаниями Валентина Лисовская.

Историю своей семьи знает и дочь Валентины - Станислава. Теперь, когда она повзрослела, пришло осознание того, что если бы бабушка не выжила в блокадном Ленинграде, на родословной семьи могла быть поставлена точка.

 «Я понимаю, насколько бабушке было тяжело, насколько тяжело было моей семье. Просто благодарна Богу, что есть и мама, и я», - говорит Станислава Лисовская.  

После войны мама Валентины Лисовской получила театральное образование  и много лет  танцевала в Ленинградском Малом театре оперы и балета. И только в последний год жизни из родного города переехала к дочери в Иваново. Тяжело болела и перед самим уходом как будто возвращалась в блокадные дни.

 «В уголочек простыни завязывала, «закапывала», можно сказать, кусочки хлеба. Потому что она всегда меня ругала, если я, не дай Бог, кусочек хлеба выброшу.  У нее сразу слезы на глазах. Она: - Валя, ты не знаешь, что такое голод», - вспоминает Валентина Лисовская, главный балетмейстер музыкального театра.

Полная версия