За работой микрофинансовых организаций будет установлен жесткий контроль. А коллекторную деятельность урегулируют законодательно. С такими инициативами выступает Совет Федераций. Уже принято соответствующее обращение к руководителю Центробанка Эльвире Набиуллиной. Рассматривают подобные законопроекты и депутаты Госдумы. Инициативы на эту тему появились после трагического случая в Ульяновской области, где коллекторы подожгли квартиру должника. Пострадал ребенок. Быстрые деньги – долгие проблемы. Сегодня можно легко, за пять минут, «перехватить» деньги в любой микрофинансовой компании. Быстрые займы обещают без всяких поручителей и справок. Но и сами стараются умолчать о том, что ставки по кредитам могут достичь до восьмисот восьмидесяти процентов годовых! Купившись на «завлекаловку» получить любые деньги «здесь и сейчас», россияне потом попадают в долговую пропасть. И в глухую осаду коллекторов. И уже не знают – как уберечь себя и своих близких от их атак. Коллекторы расписывают стены в домах у должников, поджигают двери, выбивают долги через социальные сети. Угрозы по телефону могут уложить на больничную койку даже здоровых людей. По словам самих коллекторов, их задача воздействовать психологически.
«Они не кричат. Битами не машут. Они подъехали, конкретно сказали – за тобой значится долг, как ты будешь рассчитываться? Если он начинает артачиться: «Да я ничего никому не должен», тогда такие факторы могут быть в другом варианте», - говорит Анатолий Зубков, руководитель коллекторского агентства.
Но вот какие могут быть варианты – увидела вся страна. История с ребенком в Ульяновской области, которого коллекторы чуть не сожгли, потрясла каждого. И доказала, насколько могут быть жестокими сборщики долгов. Между тем, под жесткий каток вышибал попадают и случайные люди. Евгений Семенов кредитов не брал. А звонки с угрозами выслушивает вот уже год.
«Начались звонки. Постоянно. В день 4-5 раз. - Если вы, в течение двух дней не погасите задолженность, то мы с судебными приставами придем к вам, так что никуда не уходите и не уезжайте», - рассказывает Евгений Семенов.
Без вины виноватая оказалась и Татьяна Ревчук. Год назад купила новый телефон и SIM-карту к нему. И потеряла покой.
«Буквально через каждые пять минут звонили коллекторы, требовали какого-то Сашу, он должен отдать долг, иначе придут, найдут адрес. Потом начали звонить из банка. Я объяснила, что симка не моя, что была приобретена недавно. Но звонки продолжались, и в итоге мне пришлось избавиться от этой симки», - говорит Татьяна Ревчук.
Выход из ситуации парламентарии видят в жестком контроле микрофинансовых организаций, в том числе со стороны Центробанка, а также в принятии закона о коллекторской деятельности.
«Я думаю, что в самое ближайшее время мы в Совете Федераций создадим рабочую группу, которая подготовит законопроект о деятельности коллекторов. Направим парламентский запрос в МВД, Генеральную прокуратуру, чтобы разработать концепцию закона и принять его в самое ближайшее время», - говорит Валерий Васильев ,член Совета Федерации ФС РФ.
Парламентарии уже обратились в Центробанк с предложением снизить ставки по кредитам для микрофинансовых организаций. И просчитать – какие необходимо создать механизмы, чтобы не допускать рост задолженности россиян.