"Наши в космосе"

12 апреля 2016 17:30

В День космонавтики ивановцам есть кого поздравить. Ведь наши земляки причастны ко многим космическим триумфам страны. Оказывается, луноход сделал  свои первые шаги в Энергоуниверситете. Ивановские ученые  изобрели магнитную жидкость¸ без которой сейчас не обходится ни один космический корабль. О космосе ивановцы мечтали всегда. Еще меценат Бурылин при строительстве музея в начале 20-х годов планировал примерно здесь обсерваторию. А вот и чертежи. Но как-то не вышло, губернатор не дал добро.  После были еще попытки создать планетарий или обсерваторию, но в этом направлении стать ближе к космосу так и не получилось. Не получилось у ивановцев и стать космонавтами. Но наши в космос все же полетели. Правда, не люди, а идеи. Одна из них здесь. В Музее ситца салфетки не простые, а космические.  Свой полет они совершили в 1982 году. Изготовлены они на Кохомском хлопчатобумажном комбинате. Всего 4 вида: для личной гигиены, для лица, для поверхностей и хлопчато-бумажные полотенца.

«Все суровые, они все небеленые, потому что беление, это обработка химикатами. Очевидно, для космоса было важно, чтобы это был чисто экологический материал. Все они имеют пропитку и герметичную упаковку. Мы не знаем, что это за пропитка, потому что музей эти салфетки никогда не открывал», - говорит Галина Карева, заведующая Музеем ивановского ситца.

Но век этих салфеток с  расписным  орнаментом на упаковке был недолог. Выпущена лишь одна партия. Им на смену пришли новые более дешевые и быстрые технологии. Но, несмотря на это, такой заказ для ивановских текстильщиков  был предметом  гордости. 

«Что такое получить космический заказ: это значит, что тут экологически чисто, тут хорошо сделают, что тут материал, что тут контроль качества, поэтому это очень важно для нас», - говорит Галина Карева.

Но первыми в космос полетели все же не салфетки, а наш луноход. Именно ивановские ученые Энергоуниверситета заставили его сначала в 70-м, а потом уже в 1973 году «проехаться» по Луне.

«В самом мотороколесе должна сохраняться атмосфера земли, в противном случае двигатель работать не будет. Она была туда закачена, и она осталась, как на Земле, и самое интересное, что она держится там более полугода. Первый луноход вышел из строя не по причине выхода мотор колеса», - говорит Николай Морозов, кандидат технических наук ИГЭУ.

Николай Морозов был в группе, которая и сделала это открытие. Возглавлял «отряд» из 3-х ученых ивановец Дмитрий Орлов. Он был наставником и  педагогом Николая Александровича. А  потом они стали друзьями и соратниками. Первое их совместное  открытие  жидко-кристаллического уплотнения, которое позволяло  двигаться луноходу,  подтолкнуло на более легендарное. Изобрели технологию производства магнитной жидкости. До сих пор она засекречена. Благодаря этой жидкости предметы уже самостоятельно выдерживают атмосферу.

«Вот этим магнитным полем можно удерживать магнитную жидкость в различных устройствах. Именно этим и достигается геометризация валов в высоком вакууме. Все устройства, которые имеют выход в вакуум, космос  - они обязательно снабжаются магнитно-жидкостными уплотнениями», - говорит Николай Морозов.

Снабжают и скафандры, и космические корабли. За свои  открытия Орлов был удостоен и «Знаком Почета» и Премией Правительства страны. Есть у нас в регионе и обладатели других «космических» наград. Например, медаль имени Келдыша за заслуги перед отечественной космонавтикой. Доктор наук Сергей Федосов получил ее за разговор в коридоре. В 80-х Сергей Васильевич приехал читать лекции по теории тепломассы переноса в Казахский химико-технологический институт. После лекции в таком же коридоре к нему подошли 2 человека. Оказались работниками Байконура.

«Они говорят:  «Сергей, тебе нравится, как стартует космическая ракета?» Я говорю: «Да, зрелище, конечно, очень красивое, и когда отходят направляющие, ракета пошла, там столпы пламени». Они говорят: «Вот, вот в этом вся и проблема. Когда воздействие очень высоких температур происходит на эти металлические направляющие, то они от перегрева начинают деформироваться», - рассказывает Сергей Федосов.

И Федосов рассказал, каким должно было быть покрытие.  И как найти золотую середину, применив  разработанную  лично  им  математическую модель. Для полного понимания все пришлось «разжевывать» и рисовать на салфетках, только они были под рукой.  Ведь  никаких данных  работники Байконура не предоставили. Информация же засекреченная. 

 «Все по доброте душевной. А знаете, я считаю, что в этом-то тоже есть, должна проявляться чистота помыслов ученого. Чем больше ты отдаешь своим ученикам, тем богаче ты становишься сам. По всей моей жизни было так», - говорит Сергей Федосов, Заслуженный деятель науки РФ, лауреат Премии РФ в области науки и техники, академик РААСН.

Правда, медали Келдыша Федосов  был  удостоен лишь  спустя  30 лет, в 2013 году.  Все  эти открытия   - и  кохомские космические салфетки, и магнитная  жидкость и  Медаль Келдыша  Федосову  - это лишь часть космического триумфа наших земляков-ивановцев.  И сегодня ученые текстильного края работают в новых направлениях космонавтики. А это значит, наши в космос полетят еще не раз.

Полная версия