«Детки»

5 июня 2016 10:30

Первого июня в Ивановском регионе, как и во всем мире, отмечался День защиты детей. Было организовано масса мероприятий, много говорили о насущных детских проблемах, в том числе и проблемах воспитания. Наша программа не могла обойти эту тему стороной. Следующий наш сюжет тоже о детях. О детях, которых в буквальном смысле слова загнало в клетку равнодушие взрослых, причем самых близких. Мы расскажем о том, к чему приводит такое безразличие, и попытаемся разобраться, как так получилось, что почти две тысячи детей из нашего региона состоят на учете в детской комнате полиции, а некоторых и вовсе изолировали по решению суда.  Перед телекамерой она старательно прячет лицо и неохотно отвечает на вопросы. Говорит, что просто стыдно. Ведь уже скоро  10 лет как ее младший сын воспитывается в детском доме. И теперь о том, что в квартире когда–то жил ребенок практически ничего не напоминает. Впрочем, кажется, что вместе с мальчиком пропала отсюда память и о материнском долге.  Причем, не только нравственном, но и финансовом. Напомнить о полумиллионной задолженности по алиментам горе–родительнице приходится судебным приставам. Но в каком–то смысле ребенку этой дамы даже повезло, говорят специалисты. Он под надежной защитой государства. В детском доме мальчика напоят и накормят,  и что немаловажно, дадут обязательное среднее образование. А значит, путевку в жизнь. Гораздо сложнее, уверены эксперты, в этом смысле тем детям, которые по–прежнему живут в неблагополучных семьях. Где взрослым, в общем–то, все равно, переступил их ребенок порог школы в очередной учебный год или нет.

«Не понимание, да. Родители, может быть, считают, что их ребенку уже достаточно образования, он умеет читать и писать. И больше не нужно», - говорит Мария Седова, инспектор по делам несовершеннолетних отдела полиции №3 г. Иваново.

Вразумить родителей, да и детей тоже, постоянно пробуют инспекторы по делам несовершеннолетних, сотрудники образовательной системы, Уполномоченный по правам ребенка. Иногда получается.  Как в случае с Миленой.  Девушка-подросток в этом году должна была примерять выпускное платье, но учится лишь в 7 классе. И за парту Милена села лишь благодаря титаническим усилиям инспекторов ПДН.

По характеру взрывной и даже дерзкой, как отмечают инспекторы ПДН, Милене в школе было трудно наладить отношения с одноклассниками. Нередко доходило и до драк. Несколько лет назад Милена пополнила печальный список трудных подростков.

«Вообще, в подразделении по делам несовершеннолетних органов внутренних дел состоят несовершеннолетние до 18 лет.  То есть 17 лет включительно. Сейчас таких у нас более полутра тысяч. Причинами могут быть и влияние взрослых лиц, это и влияние криминогенного круга лиц. Это и желание  подростка казаться выше, чем ты есть в кругу своих сверстников», - говорит Ирина Короткова, инспектор по особым поручениям отделения организации деятельности подразделения ПДН УМВД России по Ивановской области.

Но бывает, что трудные подростки идут еще дальше. Совершают  преступления, и полицейские вынуждены принимать более серьезные меры, чем просто постановка на учет. Для детей, которые нарушили закон, но пока не попадают под уголовный кодекс,  существует место временной изоляции для несовершеннолетних.  Их отличают довольно жесткие условия содержания.  Дополняют картину высокий забор и решетки на окнах. Двери всегда заперты. Жесткая дисциплина.  И лишь детская площадка на территории учреждения  нам говорит о том, что здесь все-таки содержатся дети. Малолетние правонарушители, большинству из них нет и 14. Но все они попали сюда по решению суда. Сегодня здесь 7 мальчиков и одна девочка.

«Это и кражи, это и грабежи, это бывают и мошеннические действия, это вот основные правонарушения, которые свойственны именно этой возрастной категории детей. Тяжкие преступления бывали. Даже был факт тяжкого причинения вреда здоровью, повлекшего смерть потерпевшего», - говорит Татьяна Ионкина, начальник Центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей УМВД России по Ивановской области.

Максимальный срок, который могут провести здесь дети, до 30 суток. Некоторые из них сюда попадают регулярно. К примеру, 11–летняя Лида, имя мы, конечно, изменили, в Центре для несовершеннолетних гостит уже третий раз. Два года назад под видом дочери посетительницы проникла в банк,  затем в служебное помещение и в итоге опустошила кошелек  одной из сотрудниц. Ее вычислили лишь по камерам видеонаблюдения. В прошлом году украла у подружки телефон, этой весной завладела чужим планшетом.

«Мы гуляли с девочкой с Таней, с моей подругой.  С Таней была еще какая–то девочка, но я ее не знала.  И у нее сумка была открыта и я у нее взяла планшет.  – А дальше что было? – Дальше я его спрятала в кусты, и его утром принесла домой», - говорит Лида.

Судьбы каждого из них похожи. Все они – дети неблагополучных родителей, злоупотребляющих алкоголем. Этим ребятам никогда и никто не объяснял, что  хорошо и что плохо. Ничего не сказали и Артему перед тем, как он проник в чужой дом.

«Увидел телевизор, микроволновку, чайник и сковородки.  Все взял. – Тебя не смутило, что вроде дом заброшенный, а все эти предметы есть? – Да нет, не смутило.  Чувствую, я чувствую свою вину», - говорит Артем.

Сотрудники Центра пытаются научить детей тому, что за все поступки рано или поздно придется отвечать. Пытаются привить им уважение друг к другу, умение ставить цели и идти к ним.  А еще они все вместе занимаются спортом. Для этого здесь есть тренажерный зал. Замначальника  учреждения Андрей Гладких даже внедрил в практику воспитания спортивную игру «лесенку», в которой сам и участвует. И обещает подросткам некоторые поблажки, если кто–нибудь одолеет его в подтягиваниях или отжиманиях.

«Не секрет, что они практически все курят.  У нас же здесь курить запрещено.  И поэтому им очень хочется курить.  И вот, чтобы привлечь их к этому состязанию, я сказал условие, что разрешу им покурить в случае, если кто выиграет, кто останется самый последний.  Может быть не совсем педагогично, но, тем не менее, через день или каждый день занимаемся, многие участвуют в таком соревновании, причем добровольно», - говорит Андрей Гладких, заместитель начальника Центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей УМВД России по Ивановской области.

Между тем для многих ребят, у кого так и не получилось осознать свои ошибки, Центр изоляции становится перевалочным пунктом между свободой и колонией для малолетних преступников.  И там уже действуют совсем другие законы. И сегодня сотрудники этого учреждения всеми силами стараются работать так, чтобы их подопечные раз и навсегда сошли с кривой дорожки. И если их родителям все равно, помогать подросткам должны и общество и государство.

Полная версия