Холуйская шкатулка есть не только у Ким Чен Ына, но и экс-президента Америки

5 июня 2018 18:01

У северокорейского лидера появилась шкатулка для секретов. Ким Чен Ыну ее подарил Сергей Лавров во время официального визита. А изготовил чудо – шкатулку холуйский художник-миниатюрист Сергей Дмитриев. В этом году мастер отмечает юбилей – 55-летие. К этой дате в Холуе открыта выставка, где находится и оригинал шкатулки, подаренной руководителю КНДР.

Темпера, сусальное золото, сказочный мотив. Роспись на шкатулке из папье-маше - и реалистична, и в то же время декоративна. Все - в лучших традициях  холуйской лаковой миниатюры. Завораживает красками, выписанными деталями, просто светится добротой. Хотя изображает охоту, княжью. Это только одна из работ известного художника Сергея Дмитриева. Она хранится в частной коллекции. Но сейчас на оригинальную миниатюру можно полюбоваться на выставке, которая организована к 55-летию автора.

Резеда Нагимова, корреспондент: «А вот второй экземпляр этой шкатулки мастера с холуйской лаковой миниатюрной живописью Сергей Лавров подарил Ким Чен Ыну. Главный российский дипломат стал первым из россиян, кого северокорейский лидер позвал в гости. Вручая подарок, Сергей Лавров пошутил, что шкатулка не простая – в ней можно хранить секреты».

Будет ли Ким Чен Ын прятать под замком с волшебным ключиком свои секреты – можно только догадываться. Но то, что теперь и в Северной Корее знают наших холуйских мастеров – это факт. Впрочем, слава лаковой миниатюры  давно шагает по миру. Работы Сергея Дмитриева, к примеру, почти все – в частных коллекциях. В основном – за рубежом. На выставку пришлось собирать по странам и континентам. Его расписные творения любят и простые граждане и президенты.

«Вот эта работа – «Из-за острова на стрежень» - она написана в 2000 году. Тоже написал ее Сергей Дмитриев. И мы всегда рассказываем, что одна работа находится у нас, а вторая была подарена нашим президентом Биллу Клинтону. И поэтому она находится в частной коллекции в Америке», - рассказывает директор Государственного музея холуйского искусства Мария Мамина.

Некоторые работы Сергея Дмитриева теперь можно увидеть только на фотографиях. Или в специальном издании книги, где собраны дорогие сердцу произведения. Но самая любимая, говорит мастер – всегда последняя, еще не законченная, в которой есть тайна – какой она будет. Сейчас художник творит на тему сказок Пушкина. 10 лет уже над картиной трудится.

«Несколько эскизов сделал, никак не получалось. Царь Салтан опять же, сказка наша, одна из любимых. На остров Буян – царь Салтан, Гвидон, все ребята тут в куче. Там пушки палят, к кораблю пристать велят…».

Сказочные и былинные сюжеты – Снегурочка во всей красе, исторические мотивы – Екатерина вторая, архитектура – Санкт -Петербург, Москва – Кремль, Иерусалим, пейзажи родной природы  - в каждой травинке – целый мир. Это и есть любимые темы. Художника вдохновляет тишина и покой родной Южи. Мастер исполняет свои произведения по канонам первых миниатюристов, но в своей неповторимой технике, которую не подделать, уверен. Любовь к рисованию – с детства. Вырос в семье художников. Дед – известный иконописец.

«Раньше не задумывался, сейчас понимаешь – кто-то меня вел. Что-то сейчас стало получаться потихонечку, что-то есть», - говорит  почетный работник культуры Ивановской области Сергей Дмитриев художник.

Сергей Михайлович пишет не только миниатюры.  Он – автор иллюстраций для книги «Классика московского балета», изданной в США совместно с Московским конгрессом балета. Своим хобби называет графику. Хотя его графические работы вряд ли назовешь любительскими. На выставке представлены настоящие шедевры. Трудно представить, что эти одуванчики, готовые разлететься на ветру  - созданы только при помощи специального пера и бумаги.

«То есть он пишет рапидографом или пером и, если что-то пошло не так, а он пишет по памяти, то эта работа рвется и пишется заново. Вот некоторые работы, он говорил, он повторял до пяти раз», - отмечает  директор Государственного музея холуйского искусства Мария Мамина.

Художник всегда в поиске. Сейчас изучает технику голландской живописи.

«Изучаю у голландцев. Я с ними списываюсь, показываю – так не так. Ирина Александровна Винер взяла себе в подарок, говорит, понравилось».

Но художник мечтает вернуться к традициям предков – к иконописи. Но пока, говорит, не время.

Полная версия