Слепой, без ноги, инвалид 1-й группы житель Фурманова Александр Шапатин вынужден существовать, по-другому не скажешь, в непригодных для проживания колясочника условиях.
Квартиру, как выяснилось, нельзя переоборудовать, нового жилья не может добиться. Хождение по чиновничьим кабинетам превратились в хождения по мукам. Устав от многолетней переписки с местными властями, пенсионер обратился к уполномоченному по правам человека в Ивановской области. Наталья Ковалева вместе с нашей съемочной группой на месте разбирались – как помочь инвалиду.
«- Одно мучение. Я говорю, кто-нибудь был бы на нашем месте, может быть понял, хотя бы неделю.
- А дальше как вы его?
- Вот так вот тоже».
Через пороги, из комнаты на кухню, чтобы доехать до раковины и просто помыть голову – настоящее испытание для Александра Шапатина. Из-за сахарного диабета сначала потерял зрение, потом ногу. С 2016 года – инвалид 1-й группы. Супруга – в отчаянии. Квартира не приспособлена для колясочника. И такие ежедневные подвиги ей уже не под силу. Сама инвалид.
«Вы знаете, как это тяжело? Невыносимо тяжело – вот так мыть его. Он ведь 100 кг весит. И тоже твердит: «Чего ты хлопочешь, кому я нужен? Когда работал был нужен… А сейчас чего?».
Работал на шахте, потом на ткацкой фабрике, все, что заработал – вот эта маленькая двушка. И та - с частичными удобствами. Ни ванной, ни душа. Когда отняли ногу, супруга начала хлопотать о том, чтобы им выделили другое, более приспособленное жилье. Приезжала комиссия. Вынесли вердикт – квартира непригодна для проживания инвалида. Но все, что получили наши герои – вот эти пандусы. И то общество инвалидов помогло.
«У нас ступеньки три в подъезде, мы ставим и вывозим. Хотя там тоже порог, неудобно, но мы вывозим».
Обратились за помощью к уполномоченному по правам человека в Ивановской области. Наталья Ковалева приехала не одна. Пригласила представителей местной власти. Чиновники объясняют – по закону новая квартира Александру Васильевичу не положена. Этим правом обладают только инвалиды, заявившиеся на улучшение жилищных условий до 1 января 2005 года. А так – в порядке общей очереди. Сейчас же в этом списке - 173 человека. Нет никакой надежды, что доживут до благ цивилизации.
«В жилищном законодательстве для инвалидов по непригодности для проживания не предусмотрено предоставление жилья. Приезжала межведомственная комиссия, им предложили из окна дверь на улицу сделать и вывести пандус», - объяснил главный специалист отдела по жилищным вопросам администрации Фурмановского района Ирина Цветкова.
Переоборудовать квартиру тоже не получилось – слишком старое жилье.
«Нельзя тут из-за ограниченности пространства ни разворотного круга сделать. Необходимо приобретать квартиру более широкого формата. И только с дополнительным финансированием – обмен квартиры. Только такой вариант я вижу», - заявил заместитель главы администрации Фурмановского района Михаил Муранов.
Как это сделать, не нарушив закон – будут думать. Но в любом случае, говорят, надо встать в очередь на улучшение жилищных условий.
«Тогда они могут какие-то операции начать проводить с вашим помещением».
Наталья Ковалева, в свою очередь, намерена обратиться за помощью к региональным властям.
«Буду обращаться и на уровень области. Должна существовать программа по реабилитации инвалидов. Будем смотреть, что совместно надо сделать. Но человеку надо помогать. Это однозначно», - заверила уполномоченный по правам человека в Ивановской области Наталья Ковалева.
Местные власти обещали – межведомственная комиссия повторно рассмотрит вопрос об улучшении жилищных условий инвалида.