«Заявление советского правительства. Действуя в точном соответствие с женевскими соглашениями, СССР завершил вывод советских войск из Афганистана. В этой стране не осталось ни одного советского солдата».
Это февральское заявление 89-ого года Александр Кустов смотрел уже дома. Афганистан он покинул в 88-м. Но несколько месяцев проведенных под пулями, он помнит до сих пор. Для него это была личная трагедия.
«Мой лучший друг погиб в феврале 88 года, с которым мы вместе служили и учились в военном училище, проходили войсковую стажировку», – поделился Александр Кустов, ветеран войны в Афганистане.
В Афганистан молодой десантник Александр Кустов был направлен после года службы в ВДВ. В отличие от новобранцев у него была серьезная военная подготовка. Но даже ему было страшно.
«Когда я был без оружия, без средства к спасению, без парашютов. Вот это было да. Потому что остаться на территории, контролируемой противником, просто тупо без оружия. Вот это было страшно. Ни гранаты, ни пистолета, ничего этого не было», – рассказал он.
Было страшно и когда заканчивалась вода. Солдаты старались запасаться флягами с чаем из верблюжьей колючки. Он прекрасно утолял жажду. Но во время долгих боев этих запасов не хватало.
«Нам не хватало воздуха на горных перевалах. Мечтали о воде в пустыне Регистан. Кричали мы от боли на койках медсанбата. И все-таки по-доброму мы помним наш Афган».
Афган запомнился и Алексею Ананьеву. В 19 лет солдатом срочной службы его отправили выполнять интернациональный воинский долг. Это была весна 82-го. Попал в мотострелковую роту, и командир сразу обозначил задачу – защищать южные рубежи Родины.
«Участвовали в ночных засадах, в ликвидации крупных банк-формирований, по данным разведки выходили, занимались ликвидацией. В общем-то для нас-то казалась уже обыкновенная, нормальная такая служба», – вспоминает ветеран.
К опасности привыкаешь, говорит Алексей Ананьев. Хотя каждый день в Афганистане мог оказаться последним. До сих пор вспоминает бой перед демобилизацией. Тогда командованием была поставлена задача занять ущелье в Северном Кундузе. В дозор отправились всемером и почти сразу наткнулись на душманов.
«Где-то буквально, наверное, в первые минуты боя. Всегда трудно рассказывать… погибает двое человек. Одному в момент перестрелки удается отойти, и вот мы трое оказываемся. Я получаю тяжелое ранение в бедро, в верхнюю треть. Правая нога, когда я закатился за камень, была у меня у уха. Где-то здесь», – рассказал Алексей Ананьев.
В этом бою из 7 солдат в живых осталось только трое. Тогда Алексей Ананьев думал, что шансов на спасение нет.
«Здесь как чудо – два вертолета там из-за сопок поднимаются. Я до сих пор, когда смотрю в кино, мне прямо всегда страшно. 2 крокодила встают, долетают до нас, встают в боевое положение, мы зажигаем дымы оранжевые, обозначаем, что свои. Они, не меняя боевого положения, уходят выше и работают по душманам», – поделился Алексей Ананьев
После тяжелого ранения Алексея Ананьева демобилизовали, и он вернулся в Иваново. Именно он стал одним из инициаторов создания Совета ветеранов Афганистана, который вот уже 30 лет помогает тем, кто выполнял воинский долг.