Путь от окна до двери как восхождение на Монблан. Пол в квартире Надежды Баранцевой проседает, а кое-где и вовсе проваливается.
« -Там высоко, а тут низко.
- То есть вы как в яму спускаетесь?
- Как в яму спускаюсь, да-да».
Проблема не только под ногами. От сырости обои сложились гармошкой, а стены выгибаются дугой. Деревянный дом 1930-х годов постройки может просто развалиться на части, беспокоится женщина.
«Вон, видишь, как лопается? Вон».
С наступлением осени добавляется еще одна беда. В доме уже давно пора топить печь, но хозяйка все не решается. Говорит, дымоход забит сажей и мусором.
« - Вон че делается.
- То есть совсем не топите?
- Мне нельзя топить! У меня все кирпичи, все оттуда валится!».
Так выглядят в Юже «стандартные дома». Это название улицы, где стоят такие деревянные постройки. Сами жители называют их просто - бараками. И уверены, что их давно пора признать аварийными.
« - Конечно, дома старые. В свое время хотели это все как бы сносить. Вот, немного снесли, эти три дома построили и расселили.
- Но до вас дело не дошло?
- А до нас да».
«Так и живем. Мы думаем, наверное, что так и будем доживать весь век вот в своих вот этих домах деревянных».
Не тратить деньги на поддержание обветшавших домов, а признать их аварийными и расселить - самый разумный вариант. Однако в администрации Южского района признаются - переселять просто некуда.
«У нас есть, скажем, так, маневренный фонд, недавно проводили также выборку. 30 квартир свободные. Но все требуют того или иного ремонта. То есть полностью, чтобы взять и заселить какой-либо дом - мы сейчас к этому не готовы», - сказал начальник управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Южского района Александр Шиков.
Денег, чтобы выкупить у людей квартиры по среднерыночной цене, у муниципалитета тоже нет. Единственный выход - добиваться включения в одну из федеральных программ по переселению. Но это потребует времени, да и результат не гарантирован. А значит, и переходить на высокие стандарты жизни жителям с улицы Стандартные дома предстоит еще нескоро.