В Иванове продолжает работу выставка Вячеслава Ершова

9 января 2020 10:22

Персональная выставка Вячеслава Ершова «Эх, маловеры!» должна была стать ретроспективной. Однако темы, поднимаемые живописцем, не позволили это сделать в рамках одного выставочного пространства. Солидный юбилей (а выставка приурочена к 70-летию Ершова) не стал итоговой чертой для сомневающегося художника, который адресует вопросы к вечности и Богу. Его творчество - это постоянный поиск.

«Вячеслав Тимофеевич все время берется за большую тему. Он несколько лет своей жизни провел на одной высокогорной метеостанции. Видимо, это ощущение некой масштабной жизни, которая не укладывается ни в какую рамку. В принципе, у этих картин даже и рамок-то нет. Вот что его отличает от многих художников, которые все равно пригрелись, так сказать, в каких-то своих удобных им вещах. Вячеслав Тимофеевич все время выбивает у себя из-под ног табуретку, он все время идет вперед», - говорит писатель и журналист Дмитрий Фалеев.

Известный ивановский художник Валерий Бахарев следит за творчеством своего ближайшего друга и соратника уже несколько десятков лет. Говорит, что выставка «Эх, маловеры!» - событие европейского уровня и даже сравнивает Вячеслава Ершова с Николаем Ге.

«Это Ге, художник Ге, Николай Ге, только XXI века! Представляете? По силе, по мощи это вот как раз то самое», - отмечает художник Валерий Бахарев.

«Что во мне есть, то и проговорится, скажется на картине», - так характеризует свои работы сам Вячеслав Ершов. Его полотна в этом смысле и, правда, очень «разговорчивы». Причем, это не короткие реплики или фразы, а целые повести и даже романы, прочитать которые, правда, получится не у всех и не сразу, потому что у этого художника особый почерк, стиль и манера.

«Для художника приобрести свое лицо это самое драгоценное, самое важное. Но здесь возникает такой процесс - к этому лицу люди и окружение должны привыкнуть, понять, разгадать. То есть приложить усилия и глубокое понимание того, что он хочет и так работает», - продолжает Валерий Бахарев.

«Шествие волхвов», «Трубящий ангел», «Иоанн креститель»... Узнаваемые библейские образы и сюжеты не иллюстрации, а темы, творчески переработанные Ершовым с учетом художественных поисков XX века, авангарда и иконописного канона.

«Он берет много источников как художник-постмодернист, но самый главный источник - органика древнерусского искусства. Вот он ее сохраняет и при этом абсолютно свободен. Здесь мы видим и традиции Филонова, и авангарда русского, и некоторые куски потрясающие супрематические», - рассказывает директор Ивановского областного художественного музея Людмила Воловенская.

Однако, как говорят искусствоведы, это не цитирование. Опыт художественных школ Ершов пропускает через себя, «проживает», старается вытолкнуть за рамки. Только так рождаются на свет его работы. Именно рождаются, ведь художник говорит о своих картинах как о детях.

«Той манерой, которой я занимаюсь в живописи, она для меня совершенно неожиданна. То есть я имею в виду, что результат я совершенно не знаю, поэтому чаще всего ребенок рождается, и не знаешь, каким боком, как он все это выползет, и вообще родится ли даже. Тут нет никакого труда, она сама вдруг говорит, надо здесь положить, надо это, надо вот такую линию провести, и ты это делаешь, помогаешь, и она сама вдруг возникает», - говорит художник Вячеслав Ершов.

Образное содержание, цветовые решения и особая фактура притягивают внимание зрителя. Полотна Ершова хочется разглядывать и разгадывать. Они монументальны и таинственны, словно образы из древних христианских катакомб. Правда, ощутить полноту цвета и масштаба работ можно лишь при «личном» знакомстве с картинами - на выставке. Работать она будет до февраля.

Полная версия