В ивановском музейно-выставочном центре начала работу выставка, посвященная эскадрилье «Нормандия - Неман»

9 апреля 2021 19:01

«Летный шлем и парадная фуражка принадлежали французскому летчику Жозефу Риссо...».

Жозеф Риссо прибыл в Иваново в составе первой группы добровольцев. Летчик, который имел репутацию воздушного акробата, настоящего эквилибриста.

«Он впервые совершил бреющий полет над поверхностью земли и выбрил винтом своего самолета полоску на взлетном поле», - рассказала Людмила Куприянова, заведующая отделом экспозиционно - выставочной работы.

Таких лихих и отважных, горящих желанием бороться за свободную Францию, в ноябре - декабре 42-го в Иваново приехало около шестидесяти человек. Здесь формировалась знаменитая эскадрилья «Нормандия – Неман».

Резеда Нагимова, корреспондент: «На этой диораме показана подготовка самолетов к полетам. Именно в Иванове, на аэродроме Северный, французские летчики впервые сели за штурвалы Яков. Освоили их за три месяца. И уже потом на фронте, в воздушном бою, показывали высший пилотаж. В отличие от немецких истребителей, советские самолеты были намного легче и маневреннее. А обслуживали их наши специалисты, в том числе и ивановцы».

Небольшие стенды - о самой большой и легендарной истории военного братства. Более пяти тысяч боевых вылетов, почти триста сбитых и 80 поврежденных самолетов. Но весь мир восхищался не только боевой славой французских летчиков, но и их дружбой с советскими пилотами и механиками. На этой фотографии - механик Владимир Белозуб. Рядом - летчик Морис де Сейн. И погибли они вместе, хотя один мог спастись.

«Летом 44-го года, перелетая из одной базы на другую, самолет был подбит. А парашют оказался только один. И тогда Морис де Сейн принимает решение попытаться посадить горящий самолет и с третьей попытки самолет взорвался», - отмечает Людмила Куприянова, заведующая отделом экспозиционно - выставочной работы.

Память о героях "Нормандии" увековечена и в скульптурной композиции. Мемориал установлен у 56-ой школы. Две фигуры из бронзы - французский летчик и советский техник. На постаменте - имена пилотов и механиков - наших земляков. Для того, чтобы рассказать о всех подвигах «Нормандии – Неман» не хватит и целой книги. Многие документы до сих пор находятся под грифом «секретно». Но исследователям некоторые оказались доступны. Формирование эскадрильи проходило под постоянным сопровождением контрразведки. Иностранцы есть иностранцы. Даже если они союзники. Более того, нацисты активизировали свою диверсионную деятельность, в том числе нацеленную на уничтожение летчиков.

«Когда немцы готовили диверсионные группы, в том числе и на территории Ивановской области, была установка - если встретишь француза, то обязательно убивать. То есть это была такая месть немцев, нацистов, против французов за то, что часть Франции не была сломлена, а собиралась воевать с нацистской Германией», - поделился Александр Семененко, директор Государственного архива Ивановской области, кандидат исторических наук.

Под контролем контрразведки были и материально-техническое обеспечение эскадрильи, поставка продовольствия, и связь с родственниками за рубежом. Даже решение о выборе самолетов принималось при непосредственном участии УНКВД Ивановской области. Асы Нормандии выбрали советский Як1. Хотя изначально советское командование предлагало американскую аэрокобру. Фрагменты обшивки представлены в музее.

«Вот они, видите - со звездами, а через звезду проступает маркировка аэрокобры».

Сохранились в архивах рассказы самих летчиков о жизни в Иванове. Жаловались они на холод, сетовали на скуку. Хотя им разрешали ходить в кино, театр. Каждый вечер после тяжелых испытаний на аэродроме спешили на танцы в цирк. Безопасность была обеспечена. 

Согласно архивам, свою задачу спецслужбы выполнили.

«Никакого диверсионного акта или проникновения вражеских агентов на территорию Северного аэродрома, или поломки, случаев вывода техники из строя не зафиксирована», - рассказывает Александр Семененко, директор Государственного архива Ивановской области, кандидат исторических наук.

На фронт пилоты Нормандии ушли подготовленными. И уже в апреле 43-го вступили в бой. Всего в боевых операциях участвовали более ста французских летчиков. 42 пилота погибли. Четверо нормандцев удостоены звания Героев Советского Союза. 

Полная версия