Особенности работы психолога в четвертой кинешемской исправительной колонии

10 августа 2023 14:32

Сергей Веселов, корреспондент: "Четвертая кинешемская колония это не совсем обычное исправительное учреждение. Здесь отбывают наказание неоднократно судимые. Это преступники с внушительным криминальным стажем. Всего около тысячи человек. В багаже - тяжкие и особо тяжкие статьи. Сроки длинные. Среда взрывоопасная. Поэтому и отношения внутри зоны очень непростые".

Роман Столетов по местным меркам старожил. В местах лишения свободы – 21 год. Срок получил за убийство. С отягчающими обстоятельствами. Местные порядки знает как никто другой. Сам был, как тут говорят, осужденным отрицательной направленности. Но потом остепенился. Признается, жизнь в зоне - это скрытое противостояние. С одной стороны сотрудники. Они представляют закон. С другой - спецконтингент, у которого свои неформальные правила. Чтобы не нажить проблем, в отношениях нужно соблюдать баланс.    

"Слушать надо. Слушать и делать правильные выводы. Самое главное, чтобы сделать правильный вывод. Для себя. Например, вот сотрудники говорят, вот так надо делать. Например. А зеки говорят, ну, зеки это, я так уж, утрирую, говорят, надо вот так вот делать. То есть выбираешь как-то средне. Чтобы и там, и там было хорошо", – поделился Роман Столетов, осужденный ИК-4.

" - Здравствуйте!

  - Здравствуйте.

  - Я к вам за помощью пришел.

  - Что вы хотите?

  - Я хотел бы посетить вот ваше кресло-качалку".

Марина Тихомирова - психолог. На нее возложена очень важная задача - чтобы эмоциональный накал осужденных не превратился в бурю. Молодой человек жалуется на подавленное настроение и раздражительность, которые  преследуют его последнюю неделю.      

" - С чем вы связываете негативные переживания?

   - С домом.

   - С домом. А что произошло дома?

   - Ну, дома не все в порядке".

Марина Тихомирова помогает осужденным осознать свои эмоции и учит работать с ними.  Далеко не каждый человек понимает, почему ему плохо. К тому же среди спецконтингента не принято делиться чувствами. Зеки воспринимают это как слабость.    

"Осужденные в первую очередь, конечно, становятся импульсивными, агрессивными. То есть работает как бы защитная реакция. Он надевает маску неуязвимости для того, чтобы опять же со стороны спецконтингента не было какого-то давления на этого осужденного", – сказала Марина Тихомирова, начальник психологической лаборатории ИК-4.

Вовремя не решенная проблема чревата срывом. Он может привести к попытке самоубийства или нападению на сотрудника колонии. Эти потенциальные угрозы психолог держит на контроле. А еще Марина Тихомирова готовит осужденных к жизни на свободе. Для этого приходится преодолевать так называемую "криминальную зараженность". Это когда человек буквально "впитывает" местные неформальные правила и становится их носителем.

"Выходя на свободу уже вот эти навыки общения, навыки, скажем так, выживания в этой среде, как я говорила, они не могут ему помочь вот именно в жизни на свободе. То есть он не сможет с этим полноценно функционировать как обычный гражданин", – отметила Марина Тихомирова, начальник психологической лаборатории ИК-4.

Для того, чтобы от этого избавится, психологи проводят целый комплекс треннингов и бесед. Роман Столетов выходит на свободу через месяц. Когда он сел в тюрьму, еще не было смартфонов, социальных сетей, маркетплейсов и безналичного расчета. Столетов окажется в совершенно незнакомом ему мире. Признается: "Страшно". Но в тюрьму обратно не хочет. Что бы там на этой свободе не случилось.  

"Я лучше отойду в сторону. Лишний раз в сторону отойду. Или промолчу", – сказал Роман Столетов, осужденный ИК-4.

Полная версия