Николай Жаров оказался на фронте совсем молодым. Ему было всего 20. Ушел добровольно, ни сказав никому. Погиб в сентябре 1942. И с тех пор, до недавнего времени, считался без вести пропавшим.
"Был найден нашим отрядом в ходе однодневной военной экспедиции в урочище Соседово. Где в 42 году в августе и сентябре 42 года шли ожесточенные бои. Это так называемая "Погорело-Городищенская операция", - сказал Сергей Прохоренков, командир поискового отряда "Курсант" г. Гагарин, Смоленская область.
Она была частью Ржевской битвы. Проходила на стыке Калининской и Смоленской областей. В ходе операции войска продвинулись на запад на 45 километров. Освободили 245 населенных пунктов. Останки Николая Жарова нашли на месте нынешнего Вазувского водохранилища.
"Это уже отработанный нами ход. Когда поисковики находят в местах боев Великой Отечественный войны уроженца любой территории, любого района, области нашей страны. Просто выходят на связь с поисковиками этого района, с администрацией того места, откуда был призван солдат", - отметила Ольга Чебоксарова, руководитель Ивановского регионального отделения "Поискового движения России".
Рядом с останками нашли смертный медальон с запиской. И отправили в лабораторию московским экспертам. Несмотря на то, что записка была повреждена, некоторые буквы - стерты, все же удалось определить ее владельца. И посмертно - воздать подобающие ему почести.
"Награжден медалью Жаров Николай Владимирович. Посмертно".
При солдате также были монеты, ложка, кружка. Сохранилась и его каска. Удалось установить и родственников Николая Жарова - его племянников. Которые, конечно, захотели вернуть солдата на его малую родину. Захоронение прошло в селе Шапкино, Савинского район.
"Радость бесконечная, конечно. Я, например, всегда помнила и вспоминала, что был такой молодой человек. Который в 20 лет погиб на войне", - поделилась Галина Уникова, племянница Николая Жарова.
Чин погребения прошел в храме Рождества Пресвятой Богородицы. Провожали в последний путь со всеми почестями: панихида, молебен.
"Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу. И ныне и присно, и во веки веков. Аминь".
Останки красноармейца предали земле под оружейный залпы и барабанную дробь. Участники церемонии возложили цветы к могиле Николая Жарова.