В годы ВОВ ивановские меланжисты выпустили сто миллионов метров ткани, одели более 12 миллионов бойцов Красной Армии

11 февраля 2020 15:49

В круглосуточном режиме работал меланжевый комбинат, выпускавший для фронта одежную и техническую ткань. Трудились на заводе, в основном, женщины. Большая часть работников-мужчин ушли защищать Родину.

«Мужа зовет под знамена война. Станет к станку патриотка жена».

Ветеран меланжевого комбината Софья Кочнева говорит, что стихотворение это как будто про ее родителей написано. До войны отец с мамой трудились на комбинате. Когда папу забрали на фронт, Софье Александровне было всего два месяца. Мама работала прядильщицей. На меланжевый ходила пешком из Ясюнихи вместе с дочкой, которую на всю смену относила в ясли. 

«После работы забирала и несла в Ясюниху. Пешком. Тогда ничего не было - ни автобусов... Мама носила. Один раз уронила в речку. Потому что закружилась голова, и мама меня уронила», - вспоминает ветеран меланжевого комбината Софья Кочнева.

Своими воспоминаниями потомственные меланжисты делились в музее, где собрана почти вековая история предприятия. Отдельный стенд посвящен войне. В первые же дни комбинат сразу был перепрофилирован.

«Выпускать стали вот такой ассортимент. Это вот хаки для наземных войск. Шили гимнастерки, галифе, пилотки. Темно-синий - для рядового состава летчиков, а черный - для морской пехоты и танкистов», - говорит председатель Совета ветеранов меланжевого комбината Валентина Кулдошина.

За станки тогда встали даже пенсионеры, рассказывает хранитель музея Валентина Кулдошина. Одна из них - Мария Шапкина, которая за свой труд была награждена орденом Ленина.

Всего для фронта меланжисты выпустили сто миллионов метров тканей, одели более 12 миллионов бойцов Красной Армии. В те годы на комбинате трудились 14 тысяч человек. Изе Каретниковой в 1941 году было 16 лет. «По 10-12 часов работали», - вспоминает она. А после смены девушки спешили в госпиталь. Заранее продумывали концертную программу для раненых.

«Приходим в госпиталь, кричат: «Смуглянка!». Сестричка, «Смуглянку»!» Пеленки стирали, даже мужчин подмывали. Все делали», - вспоминает ветеран меланжевого комбината Иза Каретникова.

А мама Галины Дмитриевой - Марина Кудрявцева - постоянно сдавала кровь для раненых. В музее хранится ее трудовая книжка, где единственная запись - работа на меланжевом комбинате. Галина Ефимовна помнит, как мама перед сменой, в пять утра, приводила ее в детский сад, а потом торопилась к своему станку.

«А как награду она мне давала картошинку, которую сторож мне испекал, и я съедала, как кусочек торта. Вот это у меня осталось в памяти очень надолго», - говорит ветеран меланжевого комбината Галина Дмитриева.

Она помнит и того добродушного детсадовского сторожа, который пек ей  картошку. Отец Галины Ефимовны тоже был меланжист. Пропал без вести. В память о нем остались лишь два сообщения с фронта. Только в первые месяцы с Меланжевого комбината воевать ушли 800 работников. Но оставшиеся в тылу тоже ковали Победу.

«У нас работал литейно-механический завод. И вот такие корпуса ротного миномета точили девчонки на станках, отправляли на фронт», - продолжает Валентина Кулдошина.

Ивановские меланжисты одними из первых в стране стали инициаторами Всероссийского социалистического соревнования. Обязались «как можно больше дать сверх плана пряжи, ниток, суровья и готового товара для обмундирования Красной Армии». Свои обязательства перевыполнили. За выдающийся вклад в Победу  переходящее Красное Знамя Государственного Комитета обороны СССР за комбинатом было закреплено навечно.

Полная версия