В минувшее воскресенье прошла торжественная церемония закрытия кинофорума. IX Международный кинофестиваль «Зеркало» все же запомнился многим как форум, который собрал фильмы-поступки, фильмы «на грани документального и художественного». В целом, возвращение автора удалось. Первыми награды фестиваля получали документальные фильмы. В этом году в конкурсную программу «Зеркало «Артдокфеста». «Отражение» вошли 12 работ. Победителями стали документальные картины «Человек живет для лучшего» (Дания) и «На пороге страха» (Россия-Израиль). И не случайно.
«Все же хочется сказать, что не нужно нам больше фронтовых операторов, давайте жить без войн, давайте жизнь делать лучше, благодаря, в том числе, нашим фильмам, которые делают нас тоньше, чувствительнее, добрее. Вот здесь так много людей в зале сидит, но не все были на документальных фильмах. Друзья мои, вы тем самым себя немножечко обкрадываете. Вам привозят замечательный фестиваль, съедайте его полностью, ничего не оставляйте», - говорит Виталий Манский, режиссер-документалист, куратор программы.
Вообще, темы сострадания к страждущим, истории «социальных невидимок» стали «топовыми» на этом кинофоруме. Об этом говорит выбор, как кинокритиков, режиссеров, сценаристов, так и зрителей. На церемонии закрытия кинофестиваля вручить приз зрительских симпатий вышел губернатор Ивановской области Павел Коньков.
«Мне досталась высокая честь объявить победителя в номинации «Приз зрительских симпатий». Этот приз вручается фильму «Суд», Индия», - говорит Павел Коньков, губернатор Ивановской области.
Кстати, киноработу «Суд» о пожилом индийском фолк-певце, который исполнил провокационную песню, отметили специальным призом и жюри кинофестиваля – за оригинальное режиссерское воплощение. Пожалуй, самым трогательным моментом на церемонии закрытия IX «Зеркала» стало вручение специального приза от Ивановской области великому режиссеру нашего времени Александру Сакурову. Зал его приветствовал, стоя. Самые главные награды кинофестиваля получили две картины. Приз за лучшую режиссуру ушел кинокартине «Ничей ребенок» сербского режиссера Вука Ршумовича. Гран–при фестиваля у киноработы «Райский уголок» китайского режиссера Мяоянь Чжан. Обе картины основаны на реальных событиях. Обе – о детях, вынужденных существовать в жесточайших условиях. Обе - воплощение истинного авторского кино.
«Вы знаете, это история о детях, выживающих в очень ужасных условиях, ситуации. И это история, описывающая жизнь людей на некоторых территориях Китая. Это своеобразное точное видение. Фильм очень тяжелый, иногда даже жестокий. Кроме того в этой работе монтаж, кадры дают нам впечатление, ощущение того, что этот фильм сделан в соответствии с традициями кинотворчества Тарковского», - говорит Эммануэль Каррер, председатель жюри IX МКФ «Зеркало», писатель-сценарист, режиссер.
«На самом деле, мой фильм основан на реальных событиях. Изначально, я изучал изобразительное искусство, я – художник, учился в колледже Беркли в США. Именно там я смотрел русское кино, получая огромное удовольствие. Т.е. совершенно уникальная ситуация, когда китаец, живя и учась в Америке, смотрит русское кино. И я надеюсь, что мы сможем жить без всяких конфликтов, потому что нас объединяет искусство», - говорит Мяоянь Чжан, режиссер фильма «Райский уголок» (Китай).
«Мне кажется, что этот фестиваль уже устоялся, что он такой, какой будет и должен быть. Я очень рад. А что будет на десятом фестивале, мы еще не придумали, но обязательно придумаем какое-нибудь удивительное событие в честь юбилея», - говорит Павел Лунгин, президент МКФ имени А. Тарковского «Зеркало», режиссер.
То, что у фестиваля «Зеркало» сложился свой стиль, свой вкус, свои предпочтения, ни у кого не вызывает сомнений. Кинофорум - узнаваем, в хорошем смысле, предсказуем в выборе кинокартин. А это, действительно, можно назвать возвращением авторского кино.