11 июля исполнилось 10 лет со дня смерти театрального режиссера, заслуженного деятеля искусства России, руководителя Ивановского молодежного театра. То, что создала своими руками эта хрупкая женщина – уникальное явление, не имеющее больше аналогов в регионе. Ее театр соперничал с ведущими, столичными. Ее боготворили шестидесятники, а зрители носили на руках. Чем запомнилась Регина Гринберг?
«Женщина небольшого роста, с сумкой на колесиках. Иногда она очень любила грызть морковь. Идет по городу», - вспоминает директор ивановской областной научной библиотеки Владимир Кашаев.
Именно она, маленькая и сильная Гринберг как напишет к ее юбилею профессор Леонид Таганов, сумела создать в провинциальном городе культурное поле огромного напряжения. В далеком 57-м она организует один из лучших любительских театров страны – ивановский молодежный. Первые спектакли здесь – на Степанова,14.
«Первые репетиции первого спектакля молодежного театра проходили в кабинетах Обкома комсомола. Потому что не было никакого другого помещения. То есть отсюда молодежный театр, можно сказать, начался», - рассказывает актер народного театра имени В.Высоцкого Андрей Афанасьев.
Это раньше здесь кипела жизнь. Но сейчас здание полузаброшено. За мутными стеклами окон – ни души. Стены пестрят не афишами о спектаклях, а граффити. И о том, что когда-то это был центр притяжения, говорит лишь мемориальная доска основателю - неистовой Регине. Актеры театра Гринберг вспоминают, что вокруг себя режиссер создавала невероятное творческое магнитное поле. И буквально завораживала молодых актеров.
«Каждый вечер, каждый вечер на протяжении многих лет, шесть раз в неделю вечером молодежный театр. Или репетиция, или спектакль. Каждый день, просто без исключения. Были периоды, когда мы договаривались, что каждый артист не больше 4 раз в неделю приходит. Но она не всегда выдерживала это правило. Все равно всех требовала каждый раз на репетицию», - вспоминает Андрей Афанасьев.
Стихотерапия и воспитание хорошего вкуса. Все это почерк Гринберг. Регина Михайловна всегда шла вопреки запретам. Отсюда в строгие 60-е на ивановской сцене – одной из первых - появились спектакли на стихи Окуджавы, Вознесенского, Цветаевой и, конечно, Высоцкого. Парадокс театра в том, что в годы запретов вопреки цензуре на стихи отдельных поэтов он стал носить имя Владимира Высоцкого. В этом и была вся Гринберг.
«Это свобода о чем? Это свобода общения. Я могу пообсуждать. Ведь в чем был смысл каждого спектакля? Те, кто присутствовал на этом спектакле в ограниченном пространстве, специально созданного и построенного, амфитеатральной студии, в которой они работали и делали, и после этого ты имеешь право высказать свое суждение», - признается директор Ивановской научной библиотеки Владимир Кашаев.
Ее театр заглядывал в глаза и заставлял трепетать души. На ее спектакли бежали, их ждали и стояли в очередь. В гости. Смыслом всей жизни для Гринберг был ее театр. После здания на Степанова, волею судьбы он разместился в стенах бывшей фабрики Балашова. Но в 96 году жизнь Гринберг превратилась в пепел. Помещение театра сгорело дотла при загадочных обстоятельствах. И свой второй дом неистовая Регина обрела уже в стенах «Ивтелерадио».
В 97-м году Гринберг решила восстановить спектакль по пьесе Владимира Маяковского «Баня» в радиоформате. Регина Михайловна настойчиво требовала от своих актеров спустя почти 40 лет после премьерного спектакля прочитать роли с той же интонацией, с той же ритмикой, с теми же чувствами и с тем же чувством восприятия. И итогом стала вот эта магнитная запись, звучавшая и тогда, со сцены, в 63-м.
Ее боготворил Евтушенко. А Вознесенский был счастлив, когда ее руки прикасались к его текстам. Строгая и собранная, в черном платье, с черными волосами и горящими глазами. Такой, ее видели многие.
«При всем стальном характере и при всей стальной напористости, которая существует у Регины Михайловны, она была человеком ранимым. И человеком, который по своей природе должна была иметь свою своеобразную подушку. И этой подушкой может быть только, конечно, любимый кот, или любимая кошечка. И это у нее было», - рассказывает директор ивановской областной научной библиотеки Владимир Кашаев.
В 90-х в квартире прославленного режиссера уже почти несуществующего молодежного театра было много кошек. Ими и воспоминаниями о своем детище в последние годы она и жила. И тяжело переживала горькие годы заката своего Молодежно-поэтического.
«Ведь никто не поверит, что это театр без единого, вот уже семь лет, без единого рубля живет. Без крыши над головой, без единого какого-то инструмента. Ну, даже нет фортепиано. Ну, такая смешная вещь, что в Музыкально-поэтическом театре просто пианино, и даже гитара театру недоступны», - говорила режиссер народного театра имени В.Высоцкого (фрагмент интервью с Р. Гринберг из фондов ГТРК «Ивтелерадио»).
Регина Гринберг всегда гордилась удачными мощными концовками своих спектаклей. И историю молодежного театра уже не перепрожить и не переписать. Он останется в памяти многих ивановцев искрой, которой было суждено гореть целых 40 лет.