Уже с ноября этого года федеральные музеи России перестанут охраняться полицией. Причина – экономия средств и как следствие сокращение штата сотрудников МВД по всей стране. Место государственной охраны займут частные охранные предприятия. Чем это обернется для музеев страны? И как охраняется культура в Ивановской области? Маленький провинциальный музей Юрьевца. Исторически ценные реликвии для этого живописного городка на Волге соседствуют здесь с архивом знаменитого кинорежиссера – Андрея Тарковского. Стоит напомнить, что он оценивается более чем в полтора миллиона фунтов. Но даже такие богатства провинциальному музею доверяют. Охрана, уверяют, не хуже, чем в крупных музеях страны.
«Наши музеи имеют три рубежа защиты. Это охранно-пожарная сигнализация с выводом на пульт ЦО. Кроме того, для усиления и укрепления фондохранилищ выставляются дополнительные рубежи охраны. Помимо сигнализации согласно требованиям на окнах устанавливаются решетки. Отвечают всем требованиям... Это и укрепленные двери», - говорит Елена Силкина, директор ГБУ «Музеи города Юрьевца».
Каждый уголок музея буквально напичкан тепловыми датчиками и тревожными кнопками. Из физической охраны – дежурные научные сотрудники.
«Сотрудник дежурный обходит все залы, проверяет на наличие каких-то возможно нарушений. Если все нормально, расписывается в журнале прием-сдачи экспозиции. Экспозиция на рабочий день передается смотрителю утром. Сотрудник дежурный утром передает смотрителю, вечером смотритель передает дежурному сотруднику. То есть в ночное время экспозиция находится под кураторством дежурного сотрудника», - говорит Ирина Охичева, главный хранитель музейных фондов ГБУ «Музеи города Юрьевца».
Под кураторством. И только. С 1 января 2013 года все региональные музеи страны уже были выведены из системы госохраны. Вневедомственная же является теперь лишь наблюдателем. То есть полиция приезжает на культурный объект только по сигналу тревожной кнопки. На которую нажимает или научный сотрудник, или в лучшей ситуации – сотрудник частного охранного предприятия, работающего с музеем. А к этому моменту от картин могут остаться одни рамы.
«Любой охранный вид деятельности он, во-первых, подлежит лицензированию. Естественно, вы понимаете, лицензии выдаются под определенные требования. И этот ряд требований, естественно, не уменьшается, а только увеличивается из года в год. Ну а еще, кроме того, необходимо иметь в виду тот факт, что все наши учреждения музейные заключают договоры лишь только после прохождения конкурсных процедур. Естественно, тоже под определенные условия. В том числе ненадлежащее исполнение обязанностей по охране музеев влечет за собой определенные последствия и для тех охранных агентств, которые приходят на наши объекты», - говорит Сергей Жемулин, заместитель начальника областного департамента культуры и туризма.
На охранные нужды, кстати, деньги закладываются в бюджет. Пока что все средства на это сохранены в полном объеме, но их могут урезать уже в следующем году. Той схемы, по которой работают музеи в регионах сегодня, боятся как огня федеральные храмы с культурными достояниями. Привыкшие жить красиво, центральные музеи страны не хотят, чтобы их остались охранять бабушки-вахтерши. Хотя опыт показал, что даже защищенные до зубов музеи не застрахованы на 100 процентов от краж.