В регионе ликвидируют неиспользуемые скотомогильники. В 2013 году в регионе насчитывалось 230 таких объектов, из которых 51 – носил особый статус сибире-язвенного. И меньше половины из всех отвечали санитарным требованиям. В 2014 году из реестра исключено уже 99 скотомогильников. И в этом году работа продолжается. Как должен выглядеть правильный скотомогильник, и какая альтернатива есть для ликвидации биоотходов сегодня? Опасно: сибире-язвенный скотомогильник. Капитальный забор, предостерегающая красная надпись. За ним - территория 70 на 70 метров, которая носит статус объекта биологической опасности. Споры сибирской язвы живут до ста лет. Три таких скотомогильника в Гаврилово-Посадском районе привели в порядок только в прошлом году.
«До прошлого года они, конечно, не соответствовали ветеринарным требованиям. Заборы были деревянные, был возможный доступ животных и людей на территорию скотомогильника. В прошлом году были выделены субсидии, для устранения этих всех замечаний, - говорит Анатолий Какалюк, начальник Гаврилово-Посадской районной станции по борьбе с болезнями животных.
Естественно, эти объекты уже не используют по назначению. У животноводческих хозяйств сегодня есть свои скотомогильники. Но содержать их – хлопотное занятие. Поэтому на смену им пришел более современный способ утилизации биологических отходов – крематоры. Работает печь на дизельном топливе. Расход – 15 литров в час. Температура сжигания у печи достигает 800 градусов. За три часа 40 килограммов отходов превратятся в пепел, который будет сброшен в люк. Для ветлаборатории Гаврилово-Посадского района этой небольшой печки хватает за глаза. У крупных хозяйств печи большего объема. Например, на случай падежа скота. А вот в Тейковском районе своя система ликвидации биологических отходов. Здесь построили единственную на весь район биотермическую яму. Сооружение обошлось району в сумму около трех миллионов рублей. Все сбрасывается в биояму, где происходит бактериальное гниение. Объем ямы – около 160 кубометров, что примерно равно объему трех автоцистерн. С 2009 года яма заполнена лишь на треть. После заполнения до крышки, ее закроют. За два года биомасса превратится в безопасный субстрат, который станет удобрением. Пользуется этой ямой ивановская фирма.
«Они собирают биологические отходы по всей области и утилизируют здесь. Утилизируют они трупы павших животных, последы и ветеринарный конфискат. То есть, продукцию животного происхождения, которая не прошла ветеринарно-санитарную экспертизу, которая просрочена или испорчена», - говорит Валерий Сотов, начальник Тейковской станции по борьбе с болезнями животных.
Два раза в год все скотомогильники должны проходить проверку. Поддерживать сооружения необходимо в надлежащем виде. Иначе владельцу грозит штраф. Требования, которые сегодня предъявляют для организации скотомогильников, достаточно высокие. Это – пример правильного скотомогильника. Здесь есть ограждение в виде сетки-рабицы, также произведено оканавливание для стока талых вод, и есть вскрывочная для проведения анализа. А вот штрафы иногда платить оказывается некому. У многих скотомогильников в регионе отсутствует балансодержатель. Поэтому было принято постановление, согласно которому их начали ликвидировать. В этом году будут закрыты 40 скотомогильников. Содержать их на средства регионального бюджета – дорогое удовольствие.
«Мы рекомендуем взять на свой баланс. Раз они используют, за ними ухаживают, просто оформить как собственность данной недвижимости. Потому что Правительство Ивановской области такую массу не может взять на свой баланс и обеспечить сохранность и обустройство», - говорит Хосров Абдуллаев, начальник Службы ветеринарии Ивановской области.
Иначе – после проведения всех необходимых анализов, скотомогильники рекультивируют. И утилизировать биологические отходы придется иначе. Благо, альтернативные решения уже найдены.