Пьесу «Дон Кихот» писатель закончил в 1939 году. А спустя всего год ее поставили на сцене. Причем премьера состоялась в кинешемском театре. Однако к описанию этого спектакля в московском Музее Булгакова наш волжский город причисляют к совсем другому региону.
Так, на фото, присланном нашей зрительницей, отчетливо читается: «Булгаковский «Дон Кихот» впервые был показан в театре города Кинешмы Вологодской области спустя полтора месяца после смерти автора».
"О готовящейся постановке писатель, судя по всему, ничего не знал. Некоторые обстоятельства первого появления на сцене булгаковских героев его жена узнала из письма режиссера спектакля Е.А. Ларионова", - это также отмечают в столичном музее. Дальше этот же текст по-испански. Почему? Еще расскажем.
...В Кинешме действительно была премьера «Дон Кихота». В Кинешме, а также в Заволжске, Юрьевце, Вичуге, Родниках, как сообщили в нашем драматическом театре А.Н. Островского, сыграли 20 спектаклей. В публикациях "Приволжской правды" указывают, что зал был переполнен. Специально для "Ивтелерадио", за что хотим сказать большое спасибо, в театре нашли и показали еще и программку это спектакля 1940 года.
Да, наш регион был первым. И только на следующий год спектакль поставили в Москве, в Театре им. Евг. Вахтангова. И обе премьеры упоминались еще несколько месяцев назад в выставочном проекте Музея М.А. Булгакова (в афише экспозиции есть и вырезки из "Приволжской правды"). Откуда же тогда появилась Вологодская область?
Дело в письме, которое худрук писал жене Булгакова уже на бланке Вологодского областного театра. Туда его перевели в том же году. Вот и получается, что рассказывал о кинешемской премьере, но в шапке значится уже другой театр.
Надо сказать, что в волжской столице нашего региона Алексей Ларионов отработал всего несколько сезонов. Его направил в Кинешму комитет по делам искусств Совнаркома для подъема уровня творческой деятельности в театре.
И это удалось. Первыми в стране кинешемцы поставили пьесу «Таня» А. Арбузова, которая с успехом шла в течение двух сезонов на стационаре и гастрольных площадках. Говорят, что в подборе репертуара худрук ориентировался на афишу столичных театров. Обычной практикой стали обсуждения спектаклей, творческие встречи, выставки, часто с использованием театральной библиотеки. И музей кинешемского театра без него не был бы сейчас таким богатым на истории и экспонаты. А ведь в него мы и обращались за разъяснениями...
С Ларионовым театру действительно повезло. Он был лично знаком с Луначарским. Одним из первых в республике он получил звание заслуженного артиста "за заслуги по революционизированию театрального искусства". И это в тот же год, когда окончил режиссерское отделение Новгородского техникума искусств, был назначен главным режиссером театра этого города. Потом работал художественным руководителем и главным режиссером драмтеатров в Ленинграде, Кемерове,Нижнем Тагиле, Хабаровске, Грозном, Тамбове, Ставрополе, Вологде. И в нашей, а не вологодской Кинешме.
К слову, о Булгакове. О кинешемской постановке он ничего не знал, а вот к московской готовился и называл «чистым донкихотством» все свои последние попытки писать для театра. Однако Театра им. Е. Вахтангова переработал главное творение Сервантеса. И вся история создания пьесы для театра разворачивается на фоне гражданской войны в Испании, которая в советской прессе выделила «испанские темы».
"Булгаков оказывается даже испанский выучил, чтобы Сервантеса в оригинале читать", - отметила наша зрительница Ольга Барулина. Она преподаватель английского и о писателе приходилось рассказывать даже американским друзьям. Любит "Мастера и Маргариту", а вот про булгаковского "Дон Кихота" узнала в музее, в который, к слову, давно хотела попасть. И, конечно, заметила, что Кинешма ни в какой не Вологодской области.