Судьба святыни неизвестна с конца лета, когда она вернулась в фонд древнерусской живописи Исторического музея после экспонирования в Мурманском художественном музее. Но только недавно учреждение сообщило о пропаже. В дело вмешалась полиция.
Реликвия лежала на складе
В Историческом музее сообщили, что в начале декабря 2018 года при подготовке плановой выставки икона не была выдана хранителем для экспонирования. По данному факту было назначено служебное расследование и сверка коллекции хранителя, в ходе которой икона не была обнаружена.
«Следуя предписаниям инструкции по учету и хранению фондов, администрация Исторического музея поставила в известность учредителя в лице Министерства культуры Российской Федерации, а также обратилась с соответствующим заявлением в правоохранительные органы», - сообщили в Историческом музее.
Сейчас в нем проводится полная сверка фонда древнерусской живописи (около 30 тысяч единиц хранения), только по результатам которой официально заявят о том, что икона не найдена. Дело в том, что более года фонды отдела древнерусской живописи находятся во временном хранилище в складированном состоянии, что создает сложности в деле учета. О результатах проверки сообщат отдельно.
Отметим, что реликвия, о которой идет речь, - не оригинал, а точная копия Шуйско-Смоленской иконы Божьей Матери. Оригинал, хранившийся в Воскресенском соборе Шуи, пропал почти сто лет назад. Ее место заняла копия ХIХ века (в дни празднования в Шую из Николо-Шартомского монастыря привозится старинный список).
Древние списки, то есть точные копии, есть и в музеях: не только Историческом музее Москвы (пропал вологодский список XVI века), но и Эрмитаже. А также храмах почти десятка городов.
В столицу икону хотел увезти еще Петр Великий
Икона появилась в Шуе три с половиной века назад. С ней связано много удивительных историй. Писали образ Богоматери после эпидемии моровой язвы, которая в середине ХVII века унесла жизни половины города. Один из прихожан тогда еще деревянного храма предложил «во избавление от постигших их бед и несчастий» всем миром собрать деньги для написания нового списка знаменитой иконы Смоленской Божией Матери.
За дело взялся потомственный иконописец Герасим Тихонович Иконников, который уже писал местночтимый образ Владимирской Богоматери из села Взорнова близ Шуи. К слову, сама Шуя в те времена была одним из центров иконописи.
Особенность святыни объясняет «Сказании о чудесах, бывших от Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери». Стоило мастеру закончить работу, как положение ручек и ножек Иисуса изменилось. Герасим вновь исправил изображение в соответствии с каноном Богоматери Смоленской, но через день обнаружил то же изменение. Исправлять икону более мастер не осмелился.
Быстрого исцеления городу, как пишут в летописях, образ не дал. Эпидемия даже усилилась: «Был страх великий, ужас и печаль». Но спустя какое-то время люди стали выздоравливать и рассказывать о разных чудесах.
Знали о них по всей стране. Говорят, что Петр Великий, заезжая в Шую перед Персидским походом, увидел икону и пожелал увезти ее с собой. А горожане молили государя оставить образ.
Шуяне пали на колени и молили государя оставить им святыню. Объясняли, что она дает защиту городу… Пропала икона без следа много позже. В первые годы советской власти церковные ценности изымали по всей стране.
В окружении бриллиантовых звезд
Описание богатейшего оклада реликвии дается в книге «История города Шуи в фотографиях»:
«Чудотворная икона Шуйско-Смоленской Божьей Матери имела две ризы. Первая - жемчужная, украшенная бриллиантами и другими драгоценными камнями, имела бриллиантовый фермуар и пять бриллиантовых звезд. Крупного и мелкого жемчуга в ризе было 5 фунтов 36 золотников; камней бриллиантовых (кроме мелких осыпных) - 794, изумрудов - 21, алмазов - 75, яхонтов разного цвета - 204, а также около 1 тыс. финиститов и аметистов. Риза эта оценивалась в 40 тыс. рублей серебром. Вторая риза была повседневная, серебряно-позолоченая: венцы на Спасителе и Божьей Матери были украшены крупным жемчугом и разными драгаценными камнями. В ней был 1 пуд 6 фунтов серебра, 140 золотников золота; оценивалась в 2150 рублей серебром».
Известно, что Шуйско-Смоленская икона имела размеры около 111 × 89 см и, как сообщали в 1852 году, была "…писана на липовой доске; краски довольно потускли и от вырезов с краев несколько осыпались. Мерой икона в высоту 1 аршин 9 вершка, ширины 1 аршин 4 вершка. Лики иконы в предохранение от порчи, наложены слюдой, зад иконы обшит красным бархатом, риза весьма богатая, но новая".
«Взяли под охрану» по воле руководства Третьяковской галереи
В 1935 году некий инспектор по делам музеев после посещения Шуи предложил Комитету по охране памятников обратить внимание на икону.
Получив одобрение дирекции Третьяковской галереи, Шуйско-Смоленскую икону и ее список 1745 года письма Б. И. Болотова взяли под охрану. В прославленном музее действительно хранится старинный список, а вот оригинала нет. 2 октября 1937 года Воскресенский собор закрыли и с той поры никаких сведений о передаче святыни в какой-либо музей не было.
Список Шуйско-Смоленской иконы уже крали из храма в Лухском районе
Более пяти лет назад в Палехе осудили двух мужчин, которые украли иконы на миллионы рублей из Свято-Богоявленского храма в селе Худынское. В их числе – список «Богоматерь Шуйская-Смоленская».
Фото - "Ивтелерадио" (на снимке - Шуйско-Смоленская икона Божьей Матери в Воскресенском соборе Шуи)