Телефонные мошенники активизировались по всей России, и Ивановская область – не исключение. Часто они звонят и представляются сотрудниками банка. Схема эта не новая, но у мошенников появилось новое «оружие», из-за которого ивановцы стали чаще терять деньги со счетов. При звонке на экране телефона высвечивается официальный номер банка. Мошенники, используя специальное программное обеспечение, маскируют свой номер под телефон банка, поэтому жертвы практически безоговорочно доверяют звонящим.
Преступники используют психологические приемы: обращаются по имени и отчеству, говорят быстро и уверенно, используют профессиональные термины, нередко фоном включают звуки, имитирующие работу колл-центра, звонят поздно вечером или рано утром в выходные дни, чтобы застать жертву врасплох, торопят и запугивают, давят на эмоции и уверяют, что случится что-то непоправимое.
Чаще всего говорят о том, что с карты вот-вот будут списаны деньги, и чтобы остановить эту подозрительную операцию необходимо назвать некоторые данные: персональные данные, данные карты или код из СМС-сообщения.
«Алгоритм ваших действий должен быть таким: выслушайте, что вам говорят, запишите ФИО звонящего и название подразделения и положите трубку. Не предпринимайте никаких действий под руководством звонящего.
Затем вручную наберите номер горячей линии банка, который указан на обороте вашей карты или на официальном сайте, выясните, что происходит с вашей картой, заодно сообщив о поступившем звонке от сотрудника банка и назвав ФИО звонившего.
Телефон необходимо набрать вручную, проверив его, а не перезвонить по только что сброшенному номеру. Иначе есть риск снова попасть на линию к мошенникам», – пояснил заместитель управляющего Отделением Иваново Михаил Соколов.
Банк действительно имеет право приостановить подозрительную операцию на два рабочих дня. В течение этого времени он должен связаться с вами и уточнить – вы ли проводите транзакцию. Как банк будет связываться с вами для подтверждения операции, должно быть определено договором банковского счета.
Но никакой сотрудник банка не будет спрашивать ваши ПИН-код, код безопасности, указанный на обороте вашей карты и одноразовый пароль из СМС-сообщения. Он уже знает, кому звонит, поэтому дополнительная информация, тем более конфиденциальная, ему не нужна.
Единственная секретная информация, которую может запросить банк – «кодовое слово», но его он может спрашивать в одном случае ‒ только если вы сами звоните в банк.