Московский музей современного искусства в честь 100-летия со дня рождения Павла Леонова показывает «Зазеркалье». А в галерее «Роза Азора» почитателей таланта самого известного в стране «наивного» художника, уроженца Ивановской области, ждет выставка «Я памятник ему…».
«Описывать работы Леонова одно удовольствие. Как, похоже, удовольствием было для автора их писать, а для коллекционеров — с ними жить. Мир Леонова — чистый рай: зеленый остров в виде крокодила, летящие под разлапистыми до неприличия пальмами крошечные самолетики, бьющие из парковых ваз фонтаны, трактора, бороздящие просторы родных полей, огромные трепетные лани и малюсенькие слоны, грудастые девы и граждане в белых парадных одеждах. Тут все цветет (даже когда зима), все движется (при этом желательно в разные стороны), маленькое и большое равноправно, небо голубое, а люди счастливы тем, что у них есть», - пишет о выставках «Ъ».
На работах мастера есть и мотивы родной для него деревни Меховицы, причем с «дополненной (для этих мест) реальностью». Например, колесом обозрения.
Издание отмечает, что картины повествовательны, сложносочинены, составлены по образу житийных икон из разноразмерных прямоугольников-«телевизоров».
В Московском музее современного искусства Павла Леонова называют одной из центральных фигур среди русских художников-самоучек. Он вошел в круг мастеров, признанных во всем мире, а его имя в 1984 году зарубежными критиками было вписано во Всемирную энциклопедию наивного искусства.
Экспозиция разделена на семь частей, расположенных в соответствии с хронологией жизни Павла Леонова и отражает взгляд художника на свою жизнь.
Архитектор выставки Нана Абдрашитова рассказывает: «Я попробовала оттолкнуться от среды, которая окружала его в самый плодотворный период, — в деревне: фактура досок, дерева, заборов, мешковины; эти естественные фактуры станут фоном для его живописных работ. Мне хотелось художественно осмыслить архивные материалы, поэтому я рискнула внести в пространство живописной выставки инсталляции: записи голоса Павла Леонова, его письма, подписи к картинам».
Несмотря на широкую известность в поздние годы творчества, он не был знаком с наследием других художников, не был посвящен в законы классического изобразительного искусства. За 30 лет с момента открытия экспертами Павла Леонова, его произведения пополнили государственные собрания и вошли в богатейшие частные коллекции.