Кому было страшнее в этот момент – не понятно: подросткам, играющим со смертью, или очевидцам. И все же, симферопольским смельчакам повезло - вовремя одумались. Тягой подростков к риску и желанием уйти от проблем начали спекулировать так называемые группы смерти в соцсетях. Они предлагают поиграть – выполнить задание с риском для жизни, например, залезть наверх самого высокого здания в городе. А иногда и напрямую призывают к суициду. Тревогу забили по всей стране, когда Синий кит, а так называется наиболее популярное сообщество, всплыл на поверхность.
«Речь касается младших подростков, которые импульсивные, не понимают, что с ними происходит. Поэтому эта категория требует особого внимания. Вообще, сам подросток – это уже диагноз», - рассказывает психолог ФБГУ Ивановского НИИ материнства и детства им. В.Н. Городкова Мирослава Каталова.
В ноябре прошлого года регион потрясла смерть 11-летней девочки. Она упала из окна между 9 и 10 этажами. Следователи возбудили уголовное дело о доведении до самоубийства. И одна из версий - девочка покончила с собой, выполняя задание одной групп смерти в соцсетях.
Но это еще предстоит доказать. Специалисты же настаивают - проблема далеко не в запрещенных пабликах. Они изменили печальную статистику лишь на 1 процент. В нашем регионе синие киты, к счастью, не столь популярны, и число подростковых суицидов у нас ниже среднего по России.
«Было отмечено, что, действительно, появились в сети суицидального характера игры и сайты. И вот именно это встревожило. Сказать, что детский суицид пошел вверх – нет», - пояснила уполномоченный по словам ребенка в Ивановской области Татьяна Океанская.
В зону действия смертоносных сообществ попадают не все дети, а те, кто находится вгруппе риска: подростки с неустойчивой психикой, склонные к депрессиям. Для них эти сообщества - своеобразный катализатор принятия рокового решения. И здесь, отмечают специалисты, все в руках родителей.
«Бывайте вместе с ним, стройте планы. Планы оснащены энергией, заводите традиции. Если вы хотя бы час-два уделяете вашему сыну-дочери внимания, то это практически гарантия, таблетка, от таких крайних намерений», - рассказывает психолог ФБГУ Ивановского НИИ материнства и детства им. В.Н. Городкова Мирослава Каталова.
Соглашается с этим и молодое поколение.
«Все, вообще зависит от воспитания родителей, потому что родители не занимаются своими детьми. Родители должны объяснять, что дети не должны вестись на подобное», - убежден Юлий Ерасов.
Родители Даши так и поступили: предусмотрительные мама и папа решили поговорить с дочкой об интернет-опасности. У девочки нет никаких проблем, она активная и занимается танцами, но профилактика лишней не бывает.
«Был такой разговор. Меня спрашивали, участвую ли я в таких группах. Я сказала, что не участвую. Мои родители меня очень хорошо знают. Сказали: «Хорошо, Даш, ни в коем случае на эти уловки не попадайся», - вспоминает Дарья Огурцова.
По мнению психологов, такие доверительные беседы – лучший способ подготовить ребенка к жизни в социальных сетях и избежать участия в сомнительных сообществах. А создателям и администраторам групп смерти в ближайшем времени будет грозить уголовная ответственность – наказание в виде реального срока лишения свободы. Госдума уже приняла в первом чтении поправки в уголовный кодекс. До середины июля закон должен быть принят в окончательном чтении.