Школьные парты, учебники и тетради — здесь всё, как в обычной школе, только за партами — осуждённые, а за окном — колючая проволока. В ивановской исправительной колонии №7 в этом году к обучению приступили 50 человек. По закону, получить среднее образование за решёткой обязаны только осуждённые до тридцати лет. Но в классе есть и те, кто уже переступил этот возрастной порог, тем не менее, желание учиться не пропало.
Людмила Ковалдина, осуждённая ИК-7: «В своё время не получилось полностью закончить школу, и вот, не упускаю возможность здесь закончить школу. В этом году буду сдавать выпускной экзамен».
Экзамены — после 12 класса. Учебная программа здесь отличается от обычной общеобразовательной школы, ведь занятия приходится совмещать с работой на производстве. Поэтому после школы многие осуждённые получают среднее специальное образование. Самая популярная профессия в женской колонии, конечно, — швея.
Вера Барканова, мастер производственного обучения в ИК-7: «Я считаю, что это женщине надо уметь. Необязательно она пойдет работать по этой специальности, но ей надо прожить целую жизнь. У них есть семьи, есть дети. Эта специальность наиболее востребована. После того как они освободятся, легче найти себе работу».
После экзаменов — диплом государственного образца. Всё, как в обычном колледже или ПТУ. В колонии можно выучиться не только на швею, но и получить профессию повара, маляра, электромонтера и многие другие. Все специальности — рабочие. В мужской колонии строгого режима №5, например, учат делать и ремонтировать обувь.
Иван Семёнов, осуждённый ИК-5: «Я думаю, что оно пригодится, это ремесло, в дальнейшей жизни, так как это востребованная профессия. У меня и родственники, вот отец, тоже занимался. Может, мне и досталось от него. Вот, занимаюсь теперь я».
В колонии можно получить даже высшее образование. Конечно, дистанционно. Для студентов в местах лишения свободы в обучении — одни плюсы. Это не только будущий диплом, но и положительная характеристика для условно-досрочного освобождения. Но для многих главное — просто возможность пару часов в день провести в тишине за компьютером.
Артём Матвеев, осуждённый ИК-5: «Какие-то вещи, которые напоминают о воле, здесь это очень важно. Это такая частичка воли, своего рода. Любой человек, который здесь по тем или иным причинам оказался, должен, мне кажется, прежде всего оставаться человеком. А для этого образование — очень хороший стимул».
Конечно, далеко не у всех получается найти себя в жизни после освобождения. И даже диплом, полученный в колонии, — не гарантия, что бывшему осуждённому удастся устроиться на хорошую работу. Но по статистике шансы, что человек, получивший высшее образование за решёткой, совершит новое преступление, ниже в пять раз. А значит, учиться никогда не поздно — даже за колючей проволокой.