Свобода доступа. В последнее время участились жалобы от жильцов многоквартирных домов, на то, что не могут попасть в подъезды. Некоторые ключи от домофонов перестали работать, а домофонные компании предлагают купить новые, но по более высокой цене. Обслуживающая организация ссылается на то, что люди изготовили подделки, и они не подходят к родному оборудованию.
В декабре многие жильцы дома №36 по улице Станко в Иванове не смогли попасть в свои подъезды. Ключи от домофонов перестали работать. Коды тоже не срабатывали.
«У меня две дочери. И вот одна, она чаще ко мне приходит, она не смогла попасть. Мне приходилось выходить из квартиры и открывать прям тут дверь», – говорит о проблеме жительница дома №36 на ул. Станко Галина Минеева.
Это хорошо, что Галина Алексеевна постоянно дома. Тем, кого не встретили, в том числе и школьникам, пришлось часами на морозе ждать, когда кто-нибудь откроет дверь. С такой ситуацией столкнулись и жильцы других домов в Иванове. По словам самих собственников, это происки домофонной компании.
«Компания, которая обслуживала наш домофон, впаяла плату, как мы выяснили, и у нас одномоментно перестали работать копии ключей. Вот я их могу показать, они не номерные. Копии ключей, которые мы заказывали в других организациях», - объясняет житель дома №36 на ул. Станко Антон Ермаков.
А в других организациях копии заказывали, потому что дешевле. В домофонной компании изготовление ключа обходится в 120- 150 рублей. На стороне – рублей 35. По мнению жильцов, дополнительную плату впаяли специально. Чтобы сторонние копии не срабатывали, и чтобы люди покупали ключи только у организации, обслуживающей домофон. Сразу после того, как жильцы не смогли попасть в подъезды, появились объявления с номерами телефонов, по которым собственникам следовало заказать оригинальные ключи. В домофонной же компании утверждают – копии, сделанные на стороне – подделки и за них они ответственности не несут.
«Домофон предназначен для работы не клонов, не копий, которые подделки делают, а родных ключей, которые прописаны в саму память домофона».
Комментарий мы получили по телефону, указанному в том же объявлении. По адресу в квитанциях домофонная компания не значится. Спрашивается, можно ли вообще доверять такой организации?
«-Домофонная компания находилась здесь?
- Да здесь находились, но сейчас их нет, давно уже.
- И где сейчас находятся, не знаете?
- Не знаю».
Не договорившись с домофонной компанией, которая к тому же увеличила ежемесячную абонентскую плату, наши герои и вовсе отказались от ее услуг. Они подсчитали, что в год платят за обслуживание домофона около 19-ти тысяч рублей с подъезда. Тогда как заменить все оборудование можно раза в два дешевле. А именно на монтаж и нужны деньги. Ежемесячные сборы – за гипотетический ремонт. Ведь даже электричество уже учитывается в счетах за содержание общего имущества.
«То есть, вот эта вот вызывная панель, которую он испортил нам, она стоит 4200, плюс замок…Все оборудование стоит где-то 10000».
Услуги по обслуживанию и ремонту домофонных устройств относятся к бытовым. Их предоставление регулируется не жилищным кодексом, а гражданским, и договором между сторонами. И можно отказаться от ненужных бытовых услуг в одностороннем порядке. Если согласно большинство собственников. Для этого необходимо всего лишь уведомить организацию-исполнителя. Закон о защите прав потребителей – тоже на стороне жильцов.
«Есть статья 16–я, где говорится, что запрещено обуславливать продажу одних товаров и услуг с обязательным приобретением других товаров и услуг. Кроме того, в 32-й статье говорится, что потребитель может в любое время отказаться от исполнения договора при том, что он оплатит исполнителю понесенные им расходы», - поясняет действие кодекса юрист Дмитрий Хорьков.
В любом случае - решение остается за собственниками. А вот жильцы дома на Станко решили не содержать кого-то, а оплачивать разовые реальные поломки.