«Видите, в каком состоянии терраса. Доски, не знаю, переживут ли зиму. Мне кажется нет. Страх какой. А здесь вообще все выпирает».
Сплошные щели и трещины. Четырехквартиному дому в деревне Чертовищи больше полувека, но за это время он ни разу капитально не ремонтировался.
«Что делается-то. Поглядите, Это все трещины и у меня там также».
И такая ситуация почти в каждой комнате. Кругом протечки, грибок и гнилые полы.
«Посмотрите-ка. Посмотрите-ка. Сгнил пол-то».
По словам местных жителей, жить здесь небезопасно.
«Боюсь. Ногу же сломала, еще крыша пролетит и бошку проломит. И все. Больше ничего. И на тот свет», - говорит Любовь Колесникова.
Такой убитый дом восстанавливать не хочет ни одна управляющая компания. Управдомы отказываются заключать договоры с местными жителями. Говорят, вкладывать средства в старую «двухэтажку» просто не выгодно. Нет надежды и на местную администрацию. Хотя муниципалитет – собственник сразу трех квартир. Начальник отдела ЖКХ откровенно заявляет – денег на полноценный ремонт дома в бюджете недостаточно.
«Надо предусматривать в бюджет района средства на проведение капитального ремонта, но жилищный фонд муниципалитета не позволит ремонт таких домов – не потянет бюджет Вичугского района», - рассказал начальник отдела ЖКХ, строительства, транспорта и связи Администрации Вичугского района Антон Догадкин.
К слову, Администрация готова оказать помощь в незначительном текущем ремонте, но жители уверены – здесь требуется работы капитального характера.
«Вот посмотрите. Это вот чего. Это вот не капитальный ремонт?»
Не поможет и фонд капитального ремонта. Дом не вошел в соответствующую программу, так как согласно позиции Минстроя подобные строения не являются многоквартирными.
«Дом имеет несколько входов, то есть блокированные застройки. У каждой квартиры индивидуальный вход. В этом доме общедомового имущества нет. Дом был построен фабрикой без отсутствия проекта хозспособом. Критерии не позволяют включить в программу капремонта», - сообщил глава Сунженского сельского поселения Михаил Хлюпин.
Убитые горем люди обращались во всевозможные инстанции, но вместо помощи получили кипу «отписок». Поэтому ремонтировать дом приходиться самим на остатки мизерной пенсии. Собственно иных вариантов у жителей блокированной застройки немного. Первый. Расселение, но это возможно лишь в том случае, если дом признают аварийным. Второй. Капитальный ремонт по региональной программе, а для этого власти должны внести ряд поправок в законодательство. Но для начала депутаты советует жителям обратиться непосредственно в региональный парламент.
«Жители должны обратиться, что мы вот живет в таком доме, наш дом не попадает в программу капитального ремонта, а мы считаем, что нашему дому это нужно. Мы эту проблему изучим. Если это будет не в наших полномочиях, то выйдем с законодательной инициативой на федеральный уровень», - рассказал заместитель председателя Ивановской областной Думы Александр Фомин.
Вот только этот процесс может затянуться на месяцы, да и внесут ли депутаты в итоге поправки в закон о капремонте или нет – пока большой вопрос. Так что собственникам таких домов, а их по области десятки, пока ничего не остается, как восстанавливать жилье своими силами. Это при условии, что квартиры в частной собственности. А вот если в муниципальной, то жильцам следует требовать капремонт с администрации. И в случае отказа – решать проблему через суд.