Мария Дмитриева отбывает третий срок. В общей сложности в местах заключения женщина провела одиннадцать лет. Все три раза в колонию угодила за пьяные драки с тяжелыми побоями. Последнее наказание стало решающим. Мария задумалась над тем, почему всё в ее жизни происходит именно так.
"Я поняла причину вот этого всего причину. Причина в этом всём - алкоголизм. Будем говорить правильно, как вот оно есть. Алкоголизм он присутствует. Просто уже когда села в тюрьму, уже когда привезли меня на СИЗО, я уже поняла, надо что-то менять. Есть проблема, ее надо искоренять", - делится Мария Дмитриева, осужденная ИК-7.
Попав в колонию, Мария обратилась к психологу. На занятия в течение двух лет ходит регулярно. Не пропускала не одного. За это время специалисты провели коррекцию ее алкогольной зависимости. Начальник психологической лаборатории Анна Кладова говорит: пока все идет хорошо. Но в середине срока у осужденных как правило наступает перелом. Задача психолога - вовремя это заметить и поддержать подопечных в сложный момент.
"Женщина может и опустить руки. И понять, что все это было сделано зря. Что отбывать наказание, например, более трех лет. Найти вот эти силы вновь заставить себя поработать. Сделать правильные выводы. Поверить в себя - дает хороший мощный толчок для дальнейшей реализации", - говорит Анна Кладова, начальник психологической лаборатории ИК-7.
В колонии Марии Дмитриевой выпали серьезные испытания. На воле у нее - маленький ребенок. Родственники попытались лишить женщину родительских прав. Разбирательства длились долго. В итоге суд постановил вместо лишения права ограничить. С одной стороны, женщина это посчитала маленькой победой. Но с другой - сын узнал, что мама не работает на вахте, а сидит в тюрьме.
"Он очень обиделся, честно сказать. Вот сейчас, на данный момент, он говорит, что я его обманывала. Ты не на какой не на работе, а в тюрьме. Это вообще самое страшное, что может быть в жизни. Не страшно, что ты сел в тюрьму. Страшно, что ты совершил преступление, вообще пошел на это. И страшно, что ты теряешь своих близких", - рассказывает Мария Дмитриева, осужденная ИК-7.
Надежда Сиротина - начальник отряда. Она помогала Марии в ходе судебных разбирательств - писала положительные характеристики. Майор внутренний службы - человек опытный. Маша у нее на хорошем счету. Однако, самый сложный период, говорит Надежда, для осужденных начинается после освобождения.
"Мешает встать на путь исправления это круг общения в который осужденные вновь возвращаются после освобождения. Это опять таки отсутствие поддержки родственников. Возможно отсутствие жилья там, документов каких-то. Но в основном я считаю, что влияет - круг общения. Возвращение именно к той среде, откуда осужденные вышли", - продолжает Надежда Сиротина, начальник отряда ИК-7.
Чтобы предотвратить рецидивы, в системе ФСИН запущена программа пробации. Екатерина Хлопкова - тот самый специалист, который помогает осужденным социализироваться на воле. Чаще всего ее просят помочь с работой. За прошлый год работодатели прислали почти девяносто гарантийных писем, по которым осужденные могут устроится на конкретные предприятия региона.
"У нас много осужденных, которые действительно по этим гарантийным письмам после освобождения обратились к работодателям и действительно были трудоустроены, а это уже возможность им в дальнейшем иметь опору в жизни и соответственно, не совершать новых преступлений", - отмечает Екатерина Хлопкова, старший инспектор отделения воспитательной и социальной работы с осужденными УФСИН по Ивановской области.
После новогодних праздников Мария Дмитриева покинет колонию. Суд смягчил ей условия отбывания наказания. Женщина отправится в кинешемский исправительный центр. Это еще не свобода в полной мере. Однако, уже можно выходить на городские улицы. Мария уверена, что в новом году ее ждет новая жизнь. И она очень ждет встречи с сыном.
