15 деревень Кинешемского района, более восьмисот человек и сегодня продолжают жить как на острове. Ласкарихинское сельское поселение до сих пор не имеет прямого автомобильного сообщения с Кинешмой. Кратчайший путь – на пароме через Волгу – через пару недель будет закрыт, и люди окажутся практически отрезанными от мира. Пару лет назад региональные власти начали строить новую дорогу – Жажлево - Ильинское. И обещали, что она будет готова в 2017-м году. Но работы не сделаны и наполовину.
Кошмар начался в самом селе Жажлево Заволжского района. Наша съемочная группа попыталась проехать отсюда, по старой накатанной дороге, до села Ильинское Кинешемского района. С пятой попытки удалось выбраться из грязи.
Оказались в грязи с головы до ног. И это мы еще до самой дороги не доехали. Хорошо, что хоть машину удалось вытолкнуть. Сразу за деревней Жажлево дорога обрывается. Дальше хода нет. Здесь не проедут даже вездеходы. Впереди – леса, болота, овраги. Пешком тоже не пройдешь. Можно по пояс увязнуть в грязи. Эти 8 километров бездорожья отрезали жителей Ласкарихинского сельского поселения от внешнего мира.
Так уж сложилось исторически, что третья часть Кинешемского района находится на другом – левом - берегу Волги. Это и есть Ласкарихинское сельское поселение. 15 деревень, более 800-от жителей.
Попасть сюда можно было бы напрямую – через Заволжск – Жажлево – Ильинское. Но дороги нет. Есть один вариант – через Костромскую область. Людям приходится делать огромный крюк только в один конец в 250 километров!
«Дорога нужна всем. Нам хочется, чтобы дети к нам приезжали, чтобы могла скорая выехать как можно раньше», - говорит Анна Чистякова, житель села Ильинское.
«Только обещают – в этом году, в следующем году. И так жизнь прошла. Мы были молодыми, сейчас уже пенсионеры, но так и не поездили по этой дороге», - говорит Александр Чистяков, житель села Ильинское.
Но и на дорогу через Костромской Кадый нет никакой надежды – весной в половодье она уходит под воды разлившейся Шачи. И тогда люди оказываются в настоящей блокаде. Продуктами снабжают спасатели. В случае пожаров полагаются только на себя.
«Пожарной машиной нас обеспечили нынче. Мы сейчас собираем добровольную пожарную команду. Но мы выпадаем из всех нормативов прибытия», - говорит Людмила Голубева, глава Ласкарихинского сельского поселения.
Зимой люди идут на другой берег по льду. И эту дорогу местные жители называют дорогой жизни. С мая по ноябрь спасает паром. Но он ходит только три раза в день. В семь, 14.30 и в 19.00. Нетрудно посчитать – сколько времени понадобится, к примеру, для скорой, чтобы добраться до больного на другом берегу. Обычным людям проезд на пароме обходится в копеечку. Перевезти, например, машину, стоит шестьсот рублей. Но в этом году и переправа была под угрозой.
«У нас и переправа опять не пойдет. Мы ждем-ждем, вроде бы пошла переправа, должна бы идти, а реку замыло песком», - говорит Марина Корочкина, жительница села Ильинское.
«Если весной мы сидели две недели без хлеба, без продуктов питания, то там мы ждали, что речка пополнится, ледоход пройдет и будет переправа. А сейчас в осеннее время нам надеяться уже не на что. Богу весть, какая будет дорога, и сколько мы будем сидеть без хлеба», - говорит Наталья Сорокина, жительница села Стиберское.
Местные жители заранее готовятся к блокаде – запасаются продуктами, медикаментами. И это в 21-ом веке!
«Что касается хлеба – привозят с соседней области. С того же Кадыя. Там у нас есть медицинская машина, Скорая помощь, ФАП. Есть договоренность с соседним районом Костромской области с Кадыйским, что районная больница в случае чего примет», - говорит Сергей Карпов, первый заместитель главы Администрации Кинешемского района.
Примет, опять же если дорогу через Костромскую область не затопит.
В 2014-ом году сюда приезжал лично губернатор Павел Коньков и обещал – дорогу Жажлево- Ильинское построят.
И, действительно, к строительству приступили в этом же году. Правда, чуть в стороне от старой накатанной трассы. Началось возведение земляного полотна и подстилающего слоя из песчано-гравийной смеси.
В плане дорожных работ на 2015-ый год этот объект тоже значился. Но уже в плане на 2016-ый его нет.
«Губернатор Павел Коньков выделил нам где-то 410 миллионов на эту дорогу. В 2017-ом году эта дорога должна была быть. Но в 2015-ом году заморозили средства, денег на дорогу нет. Ее прикрыли», - говорит Николай Вагурин, депутат Совета Ласкарихинского сельского поселения.
Между тем, уже сделанное разрушается, и вместе с дождем и снегом уходят в песок бюджетные деньги.
«В этом году по причине того, что организация, которая выполняла межевание под строительство участка дороги новой – она не справилась со своими обязательствами, и мы, конечно, не смогли продолжить строительство этого участка. Поэтому было решено, что средства, которые запланированы на текущий год, были сняты и направлены на ремонт автомобильных дорог региональных», - говорит Андрей Шушкин, начальник областного департамента дорожного хозяйства и транспорта.
Как нам прокомментировали в департаменте дорожного хозяйства, время ушло на то, чтобы договориться с собственниками земель, по которым должна проходить новая трасса. Но обещали - строительство дороги будет продолжено в 2017-ом году. На завершение первого этапа планируется направить 50 миллионов рублей. Но ключевое слово здесь «планируется». Да и где возьмут остальную сумму, и когда завершится строительство - чиновники сказать не могут. Нет ответа и на вопрос, кто заплатит за уже потраченные впустую бюджетные деньги. Пока же местным жителям остается мечтать, чтобы их дети дожили до новой дороги, до цивилизации. Но «жаль только, что жить в эту пору прекрасную вероятнее уж не придется» старшему поколению ласкарихинцев.