«Лампочка есть, выключатель есть, электроэнергии нет. Без этого ни ремонт сделать, ничего более», - жалуются дольщики.
В доме №41 на улице Парижской Коммуны нет не только света. Воды здесь тоже ни разу не видели. Тепло – по временной схеме. Хотя жилой комплекс сдали в эксплуатацию еще в декабре 2016. Новые жильцы надеялись – все беды позади и им удалось, наконец, покинуть ряды обманутых дольщиков. Но рано радовались. Застройщик – печально известная ивановская ДСК - никак не может договориться с ресурсоснабжающей компанией.
«Энергосбытовая компания – ООО «Гарант» - свой договор подписала, электросетевая компания из-за якобы тяжб с ивановской ДСК не хочет включать электроснабжение нашего дома. Отсюда и другие проблемы. Нет электричества, соответственно, нет воды, тепла, лифты не работают», - рассказывает дольщик ивановской ДСК Илья Тихомиров.
Весь сыр-бор, рассказывают дольщики, из-за этой подстанции. Сетевики выставляют дополнительные требования по выполнению технических условий, ДСК уверяет, что сделали все, что должны. Пока выясняют отношения – кто, кому и сколько должен - люди не могут приступить к отделочным работам и въехать в квартиры. Зато сюда повадились воры. Итог – ста тридцати счетчиков как не бывало.
«Сейчас мы потребовали, чтобы все эти разногласия остались в стороне, чтобы они не брали настрадавшихся дольщиков в виде заложников, а выполнили все, что требуется, подали электричество в дома, а свои споры решали в судах», - подчеркнул начальник департамента строительства и архитектуры Ивановской области Юрий Тростин.
Но даже если дадут свет и воду – люди все равно не хотят начинать отделочные работы. Самое главное, жалуются горе-новоселы, им не дают оформить квартиры в собственность. Предлагается заключить лишь договор временного пользования.
«Хочется ремонт начать, но как начнешь ремонт в том, что тебе не принадлежит? Как?», - рассказывает дольщик ивановской ДСК Татьяна Ларионова.
«Пока в собственность не вступлю – не смогу прописаться, не смогу ребенка ни в детский сад, ни в школу отдать. Не смогу получить налоговый вычет, полагаемый мне государством, не смогу понизить процентную ставку по ипотеке», - жалуется дольщик ивановской ДСК Илья Тихомиров.
Дома дольщиков ДСК должны передаваться в собственность в рамках конкурсного производства. А по закону о банкротстве за это решение обязаны проголосовать большинство кредиторов на общем собрании. Или одного дома или всех объектов застройщика. Позиция арбитражного управляющего ивановской ДСК – в таком собрании должны принять участие все обманутые дольщики ДСК всех пяти регионов. У наших героев есть опасения, что кворума не будет. За них, мол, не проголосуют те, чьи дома еще не достроены, опасаясь, что сами останутся и без денег и без квартир. Ведь сейчас квартиры - в собственности застройщика и находятся в конкурсном производстве. И в случае отсутствия кворума их выставят на торги, чтобы возместить убытки дольщиков.
«В таком случае все переходит в конкурсную массу на продажу. Мы вложили, допустим, два миллиона, кто-то два пятьсот, кто-то полтора миллиона, прошло пять лет, пройдет еще два года и нам выдадут по сто тысяч», - пояснил дольщик ивановской ДСК Сергей Ларионов.
У региональных властей ответ один – вопрос прорабатывается.
«Это отдельный вопрос. Мы этим тоже занимаемся. И с управляющим, и с банком, и с юристами застройщика, но пока мнение не изменилось. Мнение, что надо проводить общее собрание и по всем домам принимать решение. Это такой принципиальный момент», - высказался начальник департамента строительства и архитектуры Ивановской области Юрий Тростин
Между тем, в Твери нашли способ передачи квартир в собственность дольщикам. Просто решение принимали по каждому дому, а не по всем объектам обанкроченного застройщика. В помощь пострадавшим по поручению губернатора даже открыли офис по оформлению документов.