Руки вытянуты вдоль тела, голова повернута на Запад, — явный признак того, что обряд погребения прошёл по раннехристианским канонам. Останки подростка обнаружили во время раскопок недалеко от села Шекшово. Это один из районов Суздальского Ополья. Также в могиле найдены два небольших горшочка — типичная черта всех захоронений в Шекшово — и личные вещи.
Ирина Зайцева, старший научный сотрудник отдела средневековой археологии Института археологии РАН: «Это ножик, который, как правило, носился всеми — и мужчинами, и женщинами, мальчиками и девочками — на поясе. Здесь мы его нашли, как бы, не на месте — он был остриём обращён к локтю. И также в центре груди лежит маленькая серебряная монета, которая была ему положена, вероятно, в качестве своеобразной платы за переход в загробный мир».
Первые захоронения в Суздальском ополье обнаружил знаменитый граф Алексей Уваров в середине XIX века. Экспедиция под его руководством исследовала более семи тысяч курганов. Останки людей и предметы быта относились к IX, X и XI векам. Река Нерль, отмечают учёные, была связующим звеном между Западом и Востоком. Отсюда и такой синтез культур, подчёркивает старший научный сотрудник Гаврилово-Посадского музея Борис Волченков. На этой территории в разное время проживали финно-угорские народы, а также славяне.
Борис Волченков, старший научный сотрудник Гаврилово-Посадского музея: «Издревле ополье — плодородные земли. Именно в те времена это был главный ресурс развития государства. Новгород снабжался хлебом исключительно с этой территории, и за счёт этого он мог развиваться. Ну и, в общем-то, здесь было очень плотное население. И дальнейшее заселение европейской территории, также Сибири, Дальнего Востока, всё происходило за счёт ресурсов Владимиро-Суздальского ополья».
Исследование могильника продолжилось в 2011. К тому времени курганы были сглажены, а земля перекопана сельхозтехникой. Площадь могильника — около 6 гектаров. Раскопки ведут уже седьмой год. И каждый сезон дарит археологам всё новые артефакты. Общее число предметов превысило две тысячи.
Николай Макаров, директор Института археологии РАН: «Мы не планируем вскрывать этот могильник целиком, это невозможно. Наша задача — получить некоторую информацию, которая необходима для минимальной реконструкции истории жизни здесь. И дальнейшая задача — это сохранение этого ландшафта, сохранение для будущих исследователей, возможно, для туристов, посетителей. Потому что археология не предполагает сплошные раскопки всего. Она предполагает сохранение наследия как источника информации».
Найденных предметов хватит на десятки музеев, уверены учёные. Часть находок планируют передать и Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику. Это ювелирные и религиозные украшения, а также оружие.