От едкого дыма с мусорного полигона страдает все село Загородный. Жители говорят, что даже закрытые окна не помогают.
«Многие, конечно, на это жалуются. Особенно когда там жгут. Резина, синтепон - все-все, что туда сваливают», - говорит Елена Орлова.
Свалка находится буквально в нескольких сотнях метрах от села. Горы мусора возвышаются в человеческий рост.
Филипп Ерошенков, корреспондент: «На эту свалку свозят мусор со всей округи. Здесь можно найти старую мебель, игрушки и даже грампластинки. Но хуже всего, что весь этот мусор сжигают. Зола до сих пор теплая, а головешка продолжает тлеть».
Этот полигон давно привлек внимание природоохранной прокуратуры. Территориальная схема обращения с ТКО вообще не предусматривает мест для складирования мусора в Гаврилово-Посадском районе.
«Мусоросортировок и полигонов в Гаврилово-Посадском районе нет. Законных объектов размещения отходов в Гаврилово-Посадском районе нет», - говорит старший помощник прокурора Ивановской межрайонной природоохранной прокуратуры Алексей Сутягин.
Оценить масштаб проблемы на месте решили представители Народного фронта. Уже одного взгляда достаточно, чтобы понять - нарушений здесь хватает.
«Мы видим строительный мусор - пленка, поддоны доски, шины. Ветки деревьев вот, причем, недавно спиленные», - говорит сопредседатель регионального штаба ОНФ в Ивановской области Екатерина Копылова.
Недавно спиленные ветки - верный признак того, что отходы сюда привозят часто. И территория свалки постепенно растет.
Филипп Ерошенков, корреспондент: «Мусор сюда продолжают подвозить, несмотря на все запреты. Этот свежий котлован вырыли недавно, но он уже практически полностью заполнен мусором. И новые тракторы продолжают подъезжать до сих пор».
Долго ждать не пришлось - трактор с очередной партией отходов появился на горизонте уже через несколько минут. Отъехал подальше, развернулся и сбросил свежеспиленные ветки прямо в котлован. На все неудобные вопросы водитель реагирует невозмутимо.
«Не надо снимать».
Что за организация отправила его на этот полигон, водитель так и не признался. За ответом в первую очередь отправляемся в районный участок Регоператора по обращению с ТКО. Ведь свозить мусор на свалку в Загородном нельзя.
« - Вы туда не возите?
- Мы туда не возим.
- А что за тракторы там тогда появляются?
- Трактор, наверное, администрации. Я не могу точно сказать», - говорит техник Гаврилово-Посадского участка ООО «Региональный оператор по обращению с ТКО» Роман Задворнов.
В администрации на вопрос, откуда ветки, отвечают, что, действительно, используют полигон для накопления древесных отходов. Но при этом подчеркивают, что все утилизируют.
«Мы там временно складируем с последующей утилизацией. Да, то есть у нас есть дробилка, и мы дробим наши ветки. Мы их утилизируем законным способом», - говорит заместитель главы Гаврилово-Посадского района Марина Карасева.
Этот полигон в администрации рассматривают как объект для временного накопления отходов - закон это допускает. Однако ограничить доступ на полигон посторонним чиновники не в силах. Сейчас возить туда мусор может кто угодно.
« - Полномочий у муниципалитета на пресечение этой деятельности нет. Кроме как из кустов крикнуть «Э!!!». У нас нет законных механизмов по пресечению.
- Понимаете, в чем дело, если нет никакой свалки, туда в принципе, люди и не будут. Сначала нужно заняться рекультивацией этой свалки».
Заняться рекультивацией придется. По закону, это обязанность органов местного самоуправления.
«В соответствии с законом орган местного самоуправления, в данном случае администрация Гаврилово-Посадского района обязана принять меры по восстановлению природных свойств этого земельного участка. По сути, это является устранением причиненного ущерба в натуре. И данный вопрос будет проконтролирован природоохранной прокуратурой», - говорит старший помощник прокурора Ивановской межрайонной природоохранной прокуратуры Алексей Сутягин.
Первое, что должны выполнить районные власти, - закрыть посторонним доступ на полигон и подготовить проект рекультивации. А пока природоохранная прокуратура и Роспотребнадзор уже проводят административное расследование, чтобы оценить экологический ущерб, нанесенный полигоном за эти годы.