Кастрюля на электроплитке словно в вагончике у строителей-вахтовиков. Так теперь готовят обед в семье Зининых. Вода закипает медленно, супы и каши для ребенка готовить теперь долго. Да и запах от плитки отбивает любой аппетит. Но вариантов нет, как нет и газа в квартире.
«Вот, не работает ничего. Газа нету. Колонка не зажигается, воды нету».
Нет газа – нет и горячей воды. Это отдельная проблема, говорит Людмила Кушнирчук. Мыться приходится по-старинке.
«Вот ведро у меня стоит. В это ведро я наливаю воды из чайника, доливаю холодной - и так моюсь».
Чтобы набрать полное ведро, времени уходит много, да и вода начинает остывать. Женщина говорит – хорошо, что дома хранился электрочайник. Раньше не пользовалась – экономила на электричестве. Но сейчас экономия отошла на второй план.
«– Так что же делать? Грязная не будешь, голодная тоже.
– А чайник у вас на плите уже сейчас вот, да?
– Нет, он вообще ничего. Здесь вообще ничего - вон, видите?».
Без газа осталось сразу десять квартир в доме 29 на улице Шубиных. В прошлую субботу приехали газовщики и не просто перекрыли газ - увезли с собой целый сегмент трубы, рассказывают жильцы.
«Они крутили здесь долго у нас. Очень много мусора оставили. Перекрыли и поехали. Мы им кричим: "Когда дадите газ? У нас дети!". Они сказали - не раньше, чем вторник», – рассказывает Елена Блинова, жительница дома №29 на ул. Шубиных.
Вторник прошел – ничего не изменилось. Почему их вообще оставили без газа, жители только догадываются. Говорят, единственный документ – объявление на подъезде. Проверка из-за падения давления в газопроводе.
«– Из-за этого якобы газ отключили?
– Да, как будто из-за этого. А на самом деле - из-за 70-й квартиры, что он - неплательщик. Чтобы мы на него якобы давили.
– Вы давили?
– Чтобы мы давили, чтобы он заплатил.
– Это вы, жильцы, должны с долгами разбираться?
– Да-да!».
А не будут разбираться, отключим газ, шутят жители. И действительно поднимаются к злополучной 70-й квартире.
«Но он никогда не открывает».
Соседям и не должен. А вот службе газа доступ к оборудованию дать обязан. Это четко прописано в постановлении Правительства России №410.
«Правилами предусмотрена обязанность заказчика предоставить доступ для обслуживания и ремонта внутриквартирного газового оборудования. За отказ в доступе работникам специализированной организации предусмотрена административная ответственность», – пояснила старший помощник прокурора Ивановской области по правовому обеспечению Екатерина Сидорова.
Долги ни при чем, уверяют в филиале "Газпром Газораспределение Иваново". Основание для отключения гораздо серьезнее. Во время контрольной опрессовки сразу в двух подъездах обнаружили негерметичность газопровода.
«Для определения причин негерметичности был необходим доступ в пять квартир первого подъезда и десять квартир четвертого подъезда. До сих пор не предоставлен доступ в семь из них», – сообщила заместитель директора филиала ОАО "Газпром Газораспределение Иваново" в г. Иваново Мария Таблова.
Семь из пятнадцати – почти в половине квартир дверь проверяющим не открыли. Даже после повторного визита. Но угроза утечки газа так и не исчезла, это подтвердила еще одна опрессовка. Дальше газовщики действовали по закону.
«Для обеспечения безопасности, сохранения жизни и здоровья жителей и в рамках действующего законодательства сотрудники "Газпром Газораспределение Иваново" вынуждено приостановили газоснабжение», – добавила Мария Таблова.
Опасения газовщиков понятны – любая утечка может привести к трагедии. Как это произошло в 2016 году в доме на Минской. А отвечать придется именно ресурсоснабжающей организации. На этой неделе в суд поступило уголовное дело на начальника службы ВДГО филиала "Газпром Газораспределение Иваново".
"Он выполнил работы и оказал услуги, не отвечающие требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, а также смерть двух и более лиц".
Газовщики обещают – в дом 29 на Шубиных газ готовы вернуть в кратчайшие сроки. Но только после того, как получат доступ во все квартиры. Проблема в том, что в некоторые стучаться бесполезно. Если человек уехал в отпуск или вовсе живет в другом месте, а квартира пустует, без ведома хозяина проникнуть туда нельзя. И Конституция, и Жилищный кодекс гарантируют неприкосновенность жилища.
«Войти в него помимо воли проживающих лиц возможно в случае и порядке, установленным федеральным законом, либо на основании судебного решения», – уточнила Екатерина Сидорова.
Получается, единственное решение – обращаться в суд. Сделать это должна управляющая компания, или, как в случае в домом на Шубиных, – ТСЖ. И с этим лучше не затягивать. Ведь пока идет суд, газа в квартирах жителей по-прежнему не будет.