Главное культурное событие этой недели – международный кинофестиваль имени Андрея Тарковского «Зеркало». Иваново – Плес – Юрьевец – стали основными площадками конкурса. Вот что интересно, не в пример прошлым фестивалям, открытие «Зеркала-2015» прошло весьма сухо и без пафоса красной ковровой дорожки. Большинство кинопоказов и творческих встреч с именитыми актерами и режиссерами переехали в Иваново. Зато Плес стал настоящим санаторием для знаменитостей. Вот так вот развели нас по разным берегам. Истинное откроется тому, кто не побоялся посмотреть на себя в зеркало. Не побоялся пойти наперекор современным вкусам и коммерческим интересам по дороге Авторского кино. С большой буквы. Возвращение автора - главная тема кинофестиваля «Зеркало» этого года. И как своеобразный индикатор всей программы международного конкурса – картина «Почему я не Тарковский?» турецкого кинорежиссера Мурата Дюзгюноглу. Герой конкурсной киноленты – 35-летний Бахадыр пытается следовать идеалам своего кумира – Тарковского, и реализовать свою мечту о большом киношедевре. Но реальность заставляет его штамповать рекламные ролики и малобюджетные сериалы. В конце картины автор все-таки ставит не точку, а многоточие. Бахадыр, спрятавшись от действительности в сновидениях, находит там крохотное грязное зеркало, и видит в нем свое отражение. Главное – это показать, что у каждого человека, у каждого автора, режиссера есть свой внутренний голос. И к нему необходимо прислушиваться. Его нужно найти. Потому что очень часто ты находишься под давлением коммерческих каких-то интересов. И необходимостью достичь успеха. Постоянно думаешь об этом, а не прислушиваешься к своему внутреннему голосу. Вот это, пожалуй, важно – найти и услышать свой внутренний голос. То, чего хочет твоя душа. Режиссер – турок Мурат Дюзгюноглу – признался, что фильм получился отчасти автобиографичным. Результатом такой же саморефлексии самого автора и стала картина «Почему я не Тарковский?». Всего конкурсная программа «Зеркала» собрала 11 фильмов режиссеров от Аргентины до Китая. Россию в этом году представляет дебютная кинолента молодого автора - Евгения Коряковского - «Читай, читай». Десять героев фильма. История одного курса Ярославского театрального института. Реальные биографии молодых людей, дописанные и сфантазированные именитыми российскими сценаристами – от Захара Прилепина, до Германа Садулаева. Герои рассказывают о своей судьбе, а затем читают пророчества и дают свою оценку. В фильме больше документалистики, чем художественного. Судьбы каждого героя обнажились перед зрителем. Где-то пронзительно до слез. Где-то смешно до колик. Кое-кто из зрителей нашел в картине своих друзей.
«Самое для меня большое потрясение, что я увидела свою однокурсницу, с которой проучилась один год в институте, а потом она уехала в театральный поступать в Ярославль. И, конечно, я была безумно потрясена, удивлена и обрадована. И вообще большое спасибо режиссеру. Я бы еще раз с удовольствием посмотрела и по-другому уже осмыслила этот фильм. Спасибо», - говорит Екатерина Ахмадуллина.
«Что понравилось мне, что много было юмора. То есть с чувством юмора все нормально было. Очень много такого хорошего юмора. Но как-то очень затянут фильм. Может быть стоило некоторые истории вообще из этого фильма убрать. Они.. Ну для себя вообще некоторые истории как-то впустую прошли», - говорит Анастасия Крупина.
«Мне кажется, для каждого человека очень важно встретиться со своим внутренним стариком. Попытаться ну хотя бы ощущать себя не какой-то бесконечно уникальной структурой. А на самом деле, в общем, мы все состоим из определённых пазликов, с которыми можно и нужно разбираться. И если всматриваться, то ты увидишь. Как-то про это. Скорее про какое-то внутреннее зеркало, чтобы оно было», - рассказывает Евгений Коряковский, режиссер фильм «Читай, читай».
Каждая кинокартина «Зеркала» - это режиссерское высказывание. Здесь нужно думать. Сейчас в России появляется новый тип кино и сериалов. Об этом с кинотрибун говорили создатели телевизионной ленты «Родина». Режиссер и президент фестиваля «Зеркало» Павел Лунгин и актриса Мария Миронова рассказали ивановцам: современный герой в кинематоргафе крайне нетипичен. Это такие же люди, как все мы. Не идеальные, и переживающие сложную реальность. Герой не положительный, а скорее надломленный и раздвоенный. Как, например, персонаж сериала «Родина» - майор морской пехоты Алексей Брагин, которого сыграл Владимир Машков. Кстати, заявленный в программе актер, так и не приехал на спецмероприятие. Увидеть его можно было вновь только с экрана.
«Вообще, что делать с безвыходными ситуациями в этой жизни? На это вот как раз и отвечают эти сложные сериалы. Они как бы пережевывают эту сложную реальность. И мне кажется, что это необходимо делать, потому что иначе у наших людей ужасные противоречия между сложностью жизни и страшной простотой телевизионного контента, которые говорит о том, что все очень просто», - Павел Лунгин, режиссер, президент кинофестиваля «Зеркало».
Все основные творческие встречи «Зеркала» в этом году переехали в Иваново, чтобы, как говорится «без обид». В большом зале киноцентра бурными овациями встречали Сокурова, Лунгина, Каневского и Фрейндлих. Алиса Бруновна представляла на фестивале ретроспективу своих фильмов. Например, «На Верхней Масловке», снятый более 10 лет назад, но так и не вышедший на широкий экран. В 70 лет Алисе Бруновне пришлось сыграть 90-летнюю старуху – в прошлом гениального скульптора. Образ собирали подетально.
«Как раз моему отцу было много лет, у него была лысая голова, и она страшно мерзла, потому что голенькая была. И он носил такую вязаную шапочку, дома, он, по-моему, даже спал в ней. И вот отсюда такие волосики седые торчали. И я попросила, чтобы мою Анну Борисовну вот таким образом обрядили. Так что это цитата из моей личной жизни», - говорит Алиса Фрейндлих, актриса театра и кино, Народная артистка СССР.