С 15 ноября в России заработала система взимания платы с грузовиков-тяжеловесов под названием «Платон». Теперь проезд каждого километра по трассам федерального значения для большегрузов с массой свыше 12-ти тонн стоит полтора рубля, а сложившаяся за поездку сумма превращается в плату за ущерб дороге. В идеале, процедура оплаты – очень удобна: через сайт, терминал и специальное бортовое устройство. Но на деле система не работает, и вместо оперативности и надежности грузоперевозчики пока что получают лишь трату времени и нервов. Система «Платон» дает сбой. Грузоперевозчик Андрей Леонов, например, заплатил 500 рублей, чтобы его машина смогла доехать из столицы до Шуи, однако, на маршрут пока не выходит. У него, как и многих других, оплата так и не подтвердилась: и терминал, и сайт выдают ошибки.
«Только в худшую сторону все стало, деньги слетают. Я вот сейчас оплатил карту: деньги сняли – карта не оплачена! У меня машина сейчас стоит в Москве, и я не знаю, как ее отпустить. То есть, сейчас под штрафы ехать или что, я не знаю, а деньги снимаются», - говорит Андрей Леонов.
Еще одна проблема – составление маршрутных карт. Консультантов просят помочь проложить путь прямо в офисе – но они не могут. И диалектика «Платона» тут простая: спокойно отвечать, что сотрудники лишь показывают, как работать с терминалом, а сам маршрут составляют водители. Но даже бывалые дальнобойщики не могут решить, казалось бы, простейшую задачу с переходом из пункта «А» в пункт «Б». Ведь зачастую с выбранного объездного маршрута их сбрасывает на платные дороги.
«Наобум составляешь карту, скажем так. Составляешь карту, а он не показывает, где тебе ехать. Он показывает главную дорогу. Он кружочек поставил вот этот, город Волочок. У меня машина едет через Волочок, окружная дорога. Я ему показываю нужный маршрут, а я его не вижу, просто не вижу», - говорит Константин Козырев, водитель-дальнобойщик.
Система работает с перебоями. Выполнить необходимые операции пока не удается никому. Ни с персональных гаджетов, ни с офисных терминалов.
«Хаос сейчас присутствует, но мы стараемся, мы регистрируем людей, никому ни в чем не отказываем. Есть определенные проблемы с терминалами, да, мы не отказываемся от этого. Но, в любом случае, стараемся людям помочь и через свои рабочие места, в общем, все что можем, мы делаем», - говорит Лариса Малясова, руководитель Ивановского центра обслуживания системы «Платон».
В чем корень проблемы – в изначальных недоработках всей системы или каких-то конкретных технических причинах, пока неясно. Тем временем, в России уже повсеместно проходят акции протеста дальнобойщиков недовольных работой системы «Платон».