Любовь Кияшко, корреспондент: «Имя Дмитрия Геннадьевича Бурылина золотыми буквами вписано в историю ивановского края. Столько, как он, пожалуй, не сделал никто. Однако его личность в России не так известна, как фамилии ведущих столичных меценатов Третьякова, Мамонтова, Морозова. И прежде всего потому, что жил он в провинциальном Иваново-Вознесенске».
Дмитрий Геннадьевич Бурылин родился 16 февраля 1852 года в семье коренных ивановцев, выходцев из крепостных крестьян. Он продолжил начатую еще дедом Диодором традицию семейного коллекционирования. Это увлечение со временем стало делом всей его жизни.
«Мы с вами находимся в замечательном музее, очень большом музее, масштаб которого превосходит региональные рамки. И не будем забывать, что элементы коллекций сейчас находятся в 40 музеях нашей страны. И, конечно же, в культурном отношении это имя регионообразующее», - заверил директор Ивановского государственного историко-краеведческого музея им. Д. Г. Бурылина Сергей Конорев.
А когда-то все собрание умещалось в домашнем музее, в цоколе особняка, где жил Дмитрий Геннадьевич. Уже тогда поражала широта интересов Бурылина. Там были и ткани и оружие, и предметы из масонской, среднеазиатской и буддийской коллекций.
«Когда коллекция разрослась, Бурылин построит здание через дорогу, специальное здание для своего музея. Заложено это здание будет в 1912 году, ну а в 1914-м здания соединит длинный подземный ход, который свяжет родовой особняк и здание музея. Когда-то городская дума с Дмитрия Геннадьевича взяла официальную расписку, если подземный переход будет когда-то угрожать безопасности жителей города, то его надо будет засыпать за собственный, бурылинский счет. Прошло более ста лет, подземный переход присутствует и связывает ныне два музея - Музей ситца и Музей промышленности и искусства», - напомнила историю заведующая Музеем ивановского ситца Галина Карева.
Бурылин не был профессиональным коллекционером, историком, но тонко чувствовал искусство и старался приобретать действительно значимые вещи. Чтобы пополнять коллекцию, вел активную переписку с антикварами, но экспонаты часто приобретал не глядя.
«Он не видел этих предметов перед приобретением, верил где-то на слово, когда ему говорили, что это что-то интересное и в результате у нас оказались предметы, которые может быть не столь интересны с исторической точки зрения, как и вещи, которые на самом деле уникальные и другие музейные собрания ими располагают. То есть, ему повезло, он таким образом себе приобрел сокровища, но где-то может быть это везение, а где-то и его талант такой выбирать то, что действительно ценно», - отметила главный хранитель музея Марина Пророкова.
К примеру, в Бурылинской коллекции оружия есть действительно уникальные экспонаты. Один из них - пистолет, созданный знаменитым тульским оружейником - Сурниным. Примечательно, что подобного предмета оружейного искусства нет не только в Туле, но и в России в целом.
«Этот экспонат явно изготавливался на заказ, имеет гравировку с фамилией автора и считается, что собственно Сурнин был прообразом знаменитого литературного героя - Левши Лескова», - рассказала старший научный сотрудник Екатерина Басюк.
Большой любовью Бурылина была нумизматика. Коллекционировать монеты он начал еще в детстве.
«Он писал, что я собираю предметы со всего света, и называл свой музей своим любимым детищем. Дмитрий Геннадьевич очень хотел, чтобы его коллекция была значительна. И некоторые коллекции особенно русских монет он покупал килограммами и даже известно, что пудами», - сообщил старший научный сотрудник Надежда Тимошина.
А еще Бурылин много путешествовал, приобретая для своего любимого музея ценные экспонаты. С этой целью он выезжал в Германию, Англию, Турцию, Грецию и Египет. Ему удалось собрать коллекцию эрмитажного диапазона.
«От копья африканского воина до горстки святой земли - вот такая необычна коллекция, которая действительно ставит его в уникальное положение. Такая философия коллекционирования она, пожалуй, только в лице Бурылина», - заявила директор Ивановского областного художественного музея Людмила Воловенская.
По духовному завещанию Дмитрия Бурылина его коллекции были переданы городу. Он писал: «Мое любимое собрание книг, монет и вещей должно быть достоянием родного Иваново-Вознесенска и никогда не должно быть распродано или расхищено».