"Это самый бесценный документ, откуда есть пошла Иваново-Вознесенская губерния. Вот телеграмма, подписанная самолично будущим руководителем, организатором нашей губернии Михаилом Васильевичем Фрунзе".
Это сообщение ивановским соратникам Михаил Фрунзе отправил из Москвы. Сразу после окончания заседания коллегии наркомата внутренних дел. На нем утвердили создание нового субъекта на карте России. Запись сделана карандашом. Выцвела от времени и едва различима. Но если постараться, то ее вполне можно прочитать.
"Наша губерния утверждена. Сегодня. И под названием Ивановская. Точка. Поздравляю. Фрунзе".
В состав созданного субьекта вошли северная часть Владимирской и южная часть Костромской губерний. И это были территории, на которых концентрировалось текстильное производство. На самом деле предпосылки для создания Иваново-Вознесенской губернии были и до Фрунзе. Прежде всего, экономические. Еще весной 17-ого года в Кинешме прошло заседание рабочих комитетов и профсоюзов по вопросу создания самостоятельного Ивановского региона. К слову и будущий губернский центр был в разы больше своих соседей.
"Ну, вот смотрите, к 17-му году, 1917 году в Иваново-Вознесенске насчитывалось примерно где-то 174 тысячи жителей. А Владимир губернский где-то 16 с чем-то. Кострома там где-то около 20. Даже Шуя и то там плавала в районе 15-20", – сообщил Александр Семененко, директор Государственного архива Ивановской области, кандидат исторических наук.
Но умалять заслуг Фрунзе нельзя, он ускорил тот процесс объединения, который уже назревал. И именно, по инициативе Фрунзе столицей региона стал Иваново-Вознесенск, а не Кинешма и Шуя, которые тоже претендовали на этот статус.
"У Фрунзе были большие связи. Те люди, которые пришли к власти в наркоматах, ему благоволили. Недаром он потом стал кандидатом в члены Политбюро ЦК и наркомом по военным и морским делам СССР", – рассказал Александр Семененко, директор Государственного архива Ивановской области, кандидат исторических наук.
Тем не менее, не все восторженно приняли создание Иваново-Вознесенской губернии. Жители ряда уездов менять ничего не хотели.
"Принимались на сходах в Нерехтском уезде, в Середском уезде, в Юрьевецком уезде - мы не хотим переходить под другую юрисдикцию. Но потихонечку война, гражданская война, трудности. Все это потихонечку перемалывалось и затухало", – отметил Александр Семененко, директор Государственного архива Ивановской области, кандидат исторических наук.
Практически сразу стали формироваться органы власти, прежде всего, Советы. А Михаилу Фрунзе пришлось решать вопросы с поставками продовольствия, национализации фабрик и мобилизации людей на Гражданскую войну. Именно Фрунзе заложил основы партийной власти и стал первым руководителем губернского комитета РКП(б). Одним из его рабочих мест был бывший особняк фабриканта Николая Гандурина.
"Это была улица Михайловская. Особняк построен в 1898 году по проекту московского зодчего Александра Каминского. Здесь жил Николай Михайлович. Ну, когда пришла Революция, данные о том, что с ним случилось очень разрозненные", – сказал Александр Семененко, директор Государственного архива Ивановской области, кандидат исторических наук.
С получением юридического статуса Иваново-Вознесенская губерния получила мощный толчок к дальнейшему развитию. Уже через несколько лет в промышленном плане это был сильнейший регион центра страны. Не зря в конце 20-х годов была создана единая Ивановская промышленная область с центром в Иваново-Вознесенске, объединившая еще и Владимирскую, Ярославскую и Костромскую губернии.