В архиве Управления ФСБ по Ивановской области - тысячи папок и документов. Многие еще долгие годы будут хранить информацию под грифом "секретно" и, может, никогда не станут доступны в публичном пространстве. Тем ценнее документы, которые все-таки открывают сотрудники федеральной службы безопасности.
"Радует то, что идет целенаправленная работа по систематическому выявлению и введению в научно-общественный оборот рассекреченных материалов. Документы уникальные ценные", - сообщил Владимир Околотин, член Общественной палаты РФ, заведующий кафедрой истории России ИвГУ.
Сегодня это дело, связанное с "Люблинским гетто" и лагерями смерти, которые находились рядом с городом. Один из них - печально известный "Майданек", куда свозились русские, поляки и евреи. Казалось бы, как связан с ним наш регион? Во время Люблинско-Брестской операции, которая была частью стратегической наступательной операции "Багратион" бойцы Красной армии взяли пленных.
"Речь идет о 372-й полевой комендатуре в зону ответственности, которой входила не только борьба с польскими партизанами, грабежом мирного населения, но это и охрана концлагерей в районе Люблина", – прокомментировал Владимир Околотин, член Общественной палаты РФ, заведующий кафедрой истории России ИвГУ.
Часть - попали в лагерь для военнопленных в Ивановской области, в селе Михайлово Юрьевецкого района. Почти пять лет нацисты тщательно скрывали свои преступления и зверства, которые творили в лагерях смерти. Боялись сурового наказания. Но сотрудники органов безопасности смогли выявить военных преступников среди пленных гитлеровцев.
"Эта работа довольно сложная, потому что перемещение было большое, огромное количество оказалось в плену, многие под вымышленными именами. И вот здесь шла сложнейшая оперативно-розыскная работа не только в этом лагере, но и путем направления запросов в другие лагеря для того, чтобы собрать исчерпывающие свидетельские показания и предъявить непосредственно участникам этих событий", - сообщил Владимир Околотин, член Общественной палаты РФ, заведующий кафедрой истории России ИвГУ.
Рассекреченные материалы - это допросы и показания нацистских карателей. Не сразу они признались в содеянном. Ганс Гляйснер, руководитель одного из охранных батальонов, долгое время упирался - "не видел, не слышал, не совершал". Однако его соратники дали другие показания. А вот Вильвертс Хайнц будто бы даже гордился своими преступлениями. Это видно по допросам.
"Ну вот, "Ежедневно в концлагере города Люблин и в концлагере "Майданек" путем различных методов умерщвления умерщвляли до 100 человек заключенных, а в отдельные дни, когда требовалось освободить помещения для вновь прибываемых партий, до 16 тысяч заключенных в день", - сообщил Владимир Околотин, член Общественной палаты РФ, заведующий кафедрой истории России ИвГУ.
На этих пожелтевших страницах - страшные признания об издевательствах, газовых камерах и расстрелах. В том числе детей. Автомашинах "душегубках", пытках и крематориях.
"Этого оказалось достаточно - собранных материалов, и в декабре 49 года, причем, военным трибуналом здесь в Иванове, состоялось заседание. И по результатам этого трибунала пять человек из выявленных нацистских преступников были приговорены к высшей мере наказания - 25 годам лишения свободы. На 49 год смертная казнь у нас была отменена, она уже не действовала", - прокомментировал Владимир Околотин, член Общественной палаты РФ, заведующий кафедрой истории России ИвГУ.
Как отмечают специалисты, сейчас самое время "открывать" такие документы. И напоминать о преступлениях нацистов, которые многие начали забывать. Но факты - вещь упрямая.
"Во-первых, это актуальность в рамках тех событий, которые в нашей стране происходят, во-вторых, это борьба с неонацизмом в различных идеологических проявлениях. Это мощное оружие, то есть рассекречивание документов - это мощное оружие. Мы говорим - посмотрите, что делалось. И вы что хотите, чтобы это совершалось в настоящее время?" – сказал Владимир Околотин, член Общественной палаты РФ, заведующий кафедрой истории России ИвГУ.
Историки уверены: документы неслучайно рассекречивают "в ногу со временем". Когда появляются важные вопросы, из архивов достают свидетельства, в которых обязательно найдутся ответы.